Внимание! В связи с переездом на новое место сайт работает с ограничениями - нельзя оставлять записи в гостевой книге, форуме и комментарии.  -  admin
Библиотечная жизнь

О библиотеке
: Заочная экскурсия
: Наша история
: Вопрос библиографу
Государственные закупки
: способом запроса ценовых предложений
: результаты по закупкам
И. Алтынсарин
: Почему?
: Биография
: Школа - интернат
: Музей И. Алтынсарина
Наши разработки
: Растим читателя
: «Меня зовут Кожа»
: «Сказки для маленького Ельжана»
: Батыры
: О Наурызе
: Россия в гости к нам
: Туве М. Янссон
Писатели - детям
: Литература нашего края
: Акылбек Шаяхмет
: Алия Баянды
: Ахмет Байтурсынов
: Беимбет Майлин
: Ибрай Алтынсарин


Поиск



Батыры

«Даламның батыр перзенттері»
«Батыры возвращаются к народу»

(Методические рекомендации)

Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации по работе с литературой, посвященной – батырам.

«Батыр (тюрк. – богатырь, силач, храбрец), почетное звание, которое давалось за героизм, доблесть, отвагу, проявленные во время войн и походов, патриотические и героические качества, присущие отдельным личностям. При родовом строе батыр – военачальник, вождь рода, его защитник, всегда готовый выступить против вооруженных врагов. Подвиги батыров издревле воспеваются в устной литературе казахов, киргизов, башкир и др. тюркоязычных народов. В многовековой истории казахов видное место занимают народные батыры: Сырым, Исатай, Махамбет».    [Краткая энциклопедия Казахской ССР. Том 1.]


Казахский народ всегда бережно хранил в своей памяти имена славных батыров и яркие предания о них. К несчастью, засилье идеологии классовой борьбы привело к тому, что многие предания народа, представляющие огромную историческую ценность, оказались зарытыми в землю вместе с аксакалами помнившими их наизусть. К чести казахского народа, нужно сказать, что отсутствие письменной истории компенсировалось неписаным, но неуклонно выполнявшимся правилом. Каждый казах должен был знать своих предков до седьмого колена и при этом с самого детства заучивать молитвы, в которых постоянно обращался к образам наиболее выдающихся представителей рода.


По героическим битвам и по ратным подвигам великих сынов казахских степей предлагаем вам провести цикл мероприятий. Надеемся, что имеющиеся (представленные) материалы будут вам полезны.


Содержание.


«Страницы жизни казахских батыров»: материал для беседы.

«Батыры возвращаются к народу»: Литературно-музыкальная композиция.

«Овеянный славой в веках»: Биографическая справка. (Материал для беседы).

«Знаменитые батыры и ханы»: Викторина.


«Страницы жизни казахских батыров»

(Материал для беседы)


«Солдат - он не силой возьмет, так мудростью» (Казахская пословица)


Плохо это или хорошо, но наше общество обратилось к истории, и уже воскресли многие имена, которые оставили заметный след в его развитии. Особое место принадлежит храбрым батырам, имена которых носят такие населенные пункты как город Атрау, Махамбетовский район, совхоз Кара-батыр и т.д.


Слово «батыр» распространено в казахском фольклоре и быту, а на сказаниях о них построен весь казахский народный эпос. Происхождение социального института «батырства» связано, прежде всего, с такими личными качествами человека как доблесть, храбрость, смелость. Надо отметить, что само слово «батыр», «бахидур», «багатур» имеет тюрко-монгольское происхождение, а в XIVвеке это слово пришло в русский язык.


Батыр – не только титул храбреца, но еще и обозначает категорию лиц из числа профессиональных военных. Поэтому широкое бытование слова «батыр» в казахских степях во многом объясняется большой значимостью войн в истории становления казахской государственности. Часто народу приходилось с оружием в руках отстаивать независимость, защищать границы.


Наиболее сильно возрос авторитет батырства, и укрепились его традиции в первой половине XVIIIвека. Это время связано с джунгарской агрессией. Тогда и появилась целая плеяда выдающихся народных предводителей: Канжыгалы Богенбай, Шакшак Жанибек, Кабанбай, Малайсары, Тайлак, Жакыбек, Утеген и других, являвшихся выходцами из самых разных, в том числе и низших слоев казахского общества. Эта эпоха была ознаменована, с одной стороны, особой тяжестью суровых испытаний и страданий для казахского народа, а с другой – не лишена, по словам Ч.Валиханова, большой доли рыцарства и некоторого романтизма. Думается, что можно без особых преувеличений определить ее место в истории казахского народа как «героическую эпоху», или, точнее, «эпоху батырства». Предки и сородичи их и сегодня живут в разных областях нашей необъятной родины. Эпоха борьбы против джунгарских племен была ознаменована суровыми испытаниями и страданиями для казахского народа. Хан младшего жуза Абулхаир-хан с согласия Шакшак Жанибека обратился к русскому императору с просьбой о помощи и принятии ханства младшего жуза в подданство России. Впоследствии Шакшак Жанибек был использован Российским военным ведомством в борьбе с восставшими народами (башкирами, калмыками и т.д.) и ему императором присвоено было звание – тархан, что равносильно фельдфебелю.


Другим важным этапом борьбы казахского народа с джунгарами в сороковые годы XVIIIвека было прославление таких батыров, сподвижников хана Аблая (прадеда Чокана Валиханова) как Жанибека, Хуламбека, Естербека, Баяна, Тлеука. Все они принадлежат к среднему жузу. Благодаря им казахский народ сумел отстоять свою независимость. Надо отметить, что хан Аблай под влиянием своих батыров, придворного акына Жырау, государственного советника Бухар Жырау (в городе Караганде проспект Сталина теперь носит имя Бухар Жырау) полностью соглашение хана младшего жуза Абулхаира не признал и был против колонизации Казахстана царской империей. Аблай не выполнял указы царя, не позволил в среднем жузе (сегодня это Восточно-Казахстанская, Семипалатинская, Карагандинская, Жезказганская, Павлодарская, Акмолинская, Кокшетауская, Северо-Казахстанская, Торгайская, Костанайская области кроме Джетыгаринского, Камышынского районов) строить крепости, принадлежащие царской империи, не признавал он звание и форму данные царем. Однако после смерти Аблай хана царская империя стала наверстывать свое, что сразу вылилось в национально-освободительное движение казахов среднего жуза. Одним из руководителей этого движения был Кенесары, внук Аблая. Десять лет (1837 - 1848) народ вместе с ним сражался за свободу и независимость. Эта борьба дала много новых имен батыров: Махамбет, Исатай, Наурызбай, Бахарбай, Агабай и другие.


Кенесары посвящено множество исторических повествований, поэм, стихов. Первая поэма о нем была опубликована до октябрьской революции. Автором ее является известный казахский ученый, политический деятель, член государственной думы России, член кадетской партии Алихан Боксиханов. Это издание было первым и последним, так как впоследствии советская власть запретила ее переиздавать.


Цитата: «Он богатство не ставил в грош, Теплотой сердечной богат, Презирал кичливость и ложь, К цели шел, не страшась преград»


Тышкан-батыр родился в 1837 году в местности Куик (нынешняя территория Костанайской области). С детства он выделялся своей храбростью, умом и ловкостью. Уже в 13 лет он был балуаном (что означает «борец»), а в 20 лет становится известным батыром в крае. После смерти отца он остался старшим в роду. Несмотря на свое происхождение, а родился он в богатой семье, Тышкан был защитником бедных, всегда выступал за справедливость. Ему не раз приходилось защищать соплеменников от набегов соседей, угонявших их скот.


Верным другом Тышкана-батыра был Танабай-батыр. Дружил он и с другими батырами – Жауке, Толек, Кожа. Многое им сделано для развития творчества акына Отеулы.


К сожалению, Тышкан-батыр прожил недолгую жизнь  и умер в возрасте 25 лет. Но народ хранит память об этой всесторонне одаренной личности.


И последнее, о чем хотелось бы сказать, что прославленные батыры, были, в основном, из низшего слоя, не имели богатого состояния. А главной задачей и целью их было служение народу.


История народа во все времена писалась и воспринималась в прямой связи с именами и делами правителей – царей и ханов, с героическими подвигами батыров. Поэтому имена их мы должны знать.


«Батыры возвращаются к народу»


Литературно-музыкальная композиция.


Офрмление сцены: 2 стола для чтецов и ведущих(с правой стороны сцены), в левой части будет стоять импровизированная юрта в разрезе, корпешками на стенах, сундуке и полу; очаг; низкий столик с пиалами; на стене должна висеть ногайка и чапан.


На фоне музыки «Напевы предков».


Вед.1: Становление казахской государственности (ханства) было не простым. Этот победоносный результат многовековой борьбы казахского народа, в которой были и радость победы, и горечь поражения, бывали периоды, когда казахская нация стояла на грани исчезновения.


В те исторически судьбоносные периоды беспримерные подвиги отважных родовых батыров сыграли решающую роль в сплочении силы и духа народа в борьбе с многочисленными врагами, претендующими на бескрайние просторы Казахстана.


И вот почему их имена негасимым лучом зорятся в памяти народа, а героические подвиги, совершенные ими во имя свободы и независимости Родины, передавались из уст в уста как эстафета-завещание одного поколения другому.


Чтец: Қазақ – қалмақ соғысқан Шапкқыншылық заманда Жоңғар келіп, оқыстан Тағы да лаң салғанда,- Бүкіл қазақ даласы Дүр сілкінді, оянды. Әрбір қарты, баласы Бейне жігіт ноян-ды.


   Вед.2: Но, к сожалению, очень немногие из памятников литературы дошли до наших дней. Например: эпос - это сказание или песнь об исторических событиях в жизни народа. Многие народы имеют свои эпические произведения, например: Гомер с его эпическими поэмами «Илиада» и «Одиссея», германский эпос «Песнь о Нибелунгах», финский «Калевала», киргизский «Манас» и др. Казахский эпос тоже складывался веками. В нем изображается прошлая жизнь народа, его борьба за справедливость, за свободу, его мечты и думы.


Главная тема героических эпосов – защита родной земли. Их герои – мужественные батыры. Они воплощают лучшие черты народа: любовь к земле, ненависть к захватчикам, стойкость, отвагу и благородство помыслов. Первые образцы героического эпоса возникли более тысячи лет назад. Тревожно и неспокойно жилось тогда людям. Племена, жившие на территории Казахстана, то объединялись в союзы, то вновь распадались, воевали между собой, защищались от иноземных захватчиков. И после разрушительного нападения монголов, завоеванные народы не подчинились врагам. Они не раз восставали против Золотой Орды. А когда она распалась, казахский народ вступил в тяжелую и длительную борьбу с джунгарами и калмыками, защищая от их набегов свои земли.


Вед.1: Память об этих событиях, о том, как стойко и смело воевали предки, воодушевляла людей на создание новых эпических произведений. В казахском героическом эпосе защитники народа мужественно отражают вражеские набеги. Так, Алпамыс-батыр воюет с калмыцким ханом, разорившим его родину, а Камбар-батыр освобождает бедняков из плена.


Наиболее известные эпические произведения «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын», «Алпамыс», «Камбар-батыр» и многие другие.


На фоне музыки «Баллада о Суюнбае».


Чтец: … Хан Казан – кызылбашей глава. У Коблана – бесстрашие льва. Он помчался в неравный бой, Он увидел перед собой Сорок тысяч сильных коней. Темным войском, тучи темней Поднимая зеленый стяг, Устремился в сраженье враг. У Коблана – отвага льва. На фоне музыки «Думы о Родине».


Чтец:Из «Дневника поездки на Иссык-Куль» Чокана Валиханова, народные предания.


Батыр Еленке.


О храбрецах в народе говорят: «У него волосатое сердце».


Был когда-то у казахов славный батыр Еленке. В одном из сражений казахов с калмыками были перебиты все сарбазы батыра. Остался один Еленке против тысячного калмыцкого войска. Еленке мог спастись бегством, но трусливый побег для батыра хуже смерти. И джигит продолжает биться насмерть.


Калмыцкий военачальник слышал о нечеловеческой храбрости Еленке, и теперь он убедился в этом воочию. Восхищен был калмык стойкостью казаха и приказал любой ценой взять его живым.


Много калмыков осталось на казахской земле, повергнутых точными сильными ударами славного батыра. Но иссякли силы Еленке. Окруженный врагами, тяжело раненый батыр свалился с седла. Не осталось сил даже для того, чтобы нанести себе последний удар. Так Еленке попал в плен.


Калмыцкий хан приказал вылечить раны казаха и ухаживать за ним, как за лучшим гостем. Скоро Еленке совсем окреп.


Задумал калмыцкий хан породнить храброго казаха с калмыками – заполучить от него сына-батыра, чтобы не ходил Еленке войной на калмыков. Что ни день, приводят к батыру девушек-калмычек, одну лучше другой. Но разгадал он коварный план врагов: отворачивался от красавиц.


Разгневался хан, прямо спросил Еленке:


- Почему ты отказываешься от любви наших девушек? Будь разумным - получишь свободу, упорство же твое обернется против тебя.


- Лучше честная смерть, чем подлая жизнь, - гордо ответил отважный джигит и продолжал отвергать красавиц.


Убедился хан, что не сломить ему упрямого казаха, и повелел отрубить батыру голову, а сердце принести ему. Палачи не замедлили исполнить приказ хана. Увидел калмык трепещущее сердце батыра и обратился к своим людям:


- Даже после смерти бьется оно. Исследуйте, человеческое ли сердце было у этого упрямого безумца?


Разрезали люди хана сердце и увидели в середине его пучок волос. С тех пор стали говорить о храбрецах: «У него волосатое сердце».


Вед.2: Cейчас наступил тот момент для возрождения имен исторических героев, которые потом и кровью доказали свою отвагу и мужество, оградив свой народ от погибели.


Одним из них был Райымбек батыр.


Райымбек был сыном Кангельды и сыном своего народа, сложившего следующие строки:


На фоне музыки «16 год».


Чтец: «Чем девятеро от хана родились, Лучше бы один от черни родился» Чтобы народной местью зажечься, Чтобы восстать против врага, С кличем идти против него!


Вед.1: И таким «одним», точнее, одним из таких стал Райымбек.


Свой первый подвиг на поле брани он совершил в 17 лет, за что заслужил звание батыра. Райымбек возглавлял войска Старшего жуза против джунгарских завоевателей, но особо отличился в одном. Битва казахских соединений с врагом происходила на равнинной местности между городами Торайгыр и Согеты. Нынче это 167-ой километр трассы Алматы – Нарынкол. Место сражения впоследствии получило название Ойрантобе (сопка кровавого сражения). Возглавлял битву Райымбек, а рядом с ним  плечом к плечу стояли батыры, как Сатай, Боген, Кызылборик, Койкельды, Конаккельды и другие. Тут враг был разбит наголову. Послужной его список более чем внушителен: 33 года войны и ратных подвигов, 77 боевых ранений, победа в единоборстве под грозным вражеским предводителем Нояном Бадам-багатуром. Начав ратную жизнь один, на своем тулпаре и с пикой Райымбек спустя время возглавлял казахское войско из десяти тысяч испытанных воинов. Вместе с ними он сражался в составе объединенных казахских ополчений в широко известной битве при Апракае в 1729 году, когда были разгромлены полчища Сары-Мынжа тумена. Здесь рядом с Райымбеком шли в атаку на лютого врага Наурызбай и Отчен. На озере Итимпес было нанесено поражение отрядам Шупа-Добы. Батыры Райымбек, Кабанбай, Богенбай, Наурызбай, Отеген – вот славные имена тех, без кого вряд ли состоялся бы 1756 год – время окончательной победы казахов в столетней Отечественной войне с ойратами (калмыками). В шести километрах от перевала Айырлы есть родник, носящий имя Райымбека.


Чтец: Қазақта асқан бағасы, Батырлардың ағасы, Қытай, қалмақ-жоңғардан – Елін жаудан қорғаған Қамал болған Бөгенбай. Батыр ғана болмаған, Елші де есті бола алған: Ақыл-ойдың иесі, Білген істің жүйесін Дана батыр Бөгенбай! Қол бастаған қарат батыр, Алғыр, тапқыр, мәрт батыр – Ұстаз болған Бөгенбай.


Вед.1:Потомки почитают Райымбека за ратные подвиги, за добрые дела; он считается святым. Воины из рода Албан с его именем на устах отправлялись в поход на врага, а подлинные слова батыра с любовью передавались из поколения в поколение:


«Родом я – Албан, земля моя – Каркара, летовка – Асы, а обитель возле Алматы».


Прах незабвенного батыра покоится в городе Алматы, возле бывшей районной автострады, а рядом шумит автострада – бывшая улица Ташкентская, а нынче носящая имя самого батыра.


Вед.2:  Если Райымбек-батыр возглавлял войска Старшего жуза, то батыр Кабанбай из рода Найман – все казахское воинство – он был главным полководцем. Недаром акын и государственный деятель Бухар-жырау называл его Дарабозом – скакуном, возглавляющим скачки. Батыр Кабанбай в истории казахского народа имеет такое значение, как Кутузов для русских. Родился Кабанбай в 1691 году и умер на 78 году жизни в 1769 году. Его отец Кожагул был известным батыром времен легендарного Жалантосбахадура (1576 - 1656). Семи лет от роду Ерасыл, так нарекли мальчика при рождении, остался сиротой. Но родичи заботились о нем как о родном сыне, и мальчик не знал, что такое сиротская доля. Свой первый подвиг Ерасыл совершил в 13 лет – убил в поединке джунгарского лучника Арслана.


За необыкновенную силу и за то, что во время перекочевки он двумя ударами палицы, размозжил головы двум диким кабанам, напавшим на кочевье, Ерасыла прозвали Кабанбай.


Еще в 1704 году он сумел объединить казахские войска и возглавил народное ополчение, в этом же году враг потерпел ощутимое поражение. В знаменитом сражении на озере Алакуль Кабанбай возглавлял 50-тысячное казахское воинство, враг снова потерпел поражение, а во время знаменитого Чаганского сражения враг был разбит наголову. Немалую роль во всех этих сражениях сыграла  Кабанбаевская тактика ведения боя. Таким образом, более полувека Кабанбай возглавлял казахское воинство и прогнал завоевателя с родной земли (в 1755-1757 годы).


Чтец: Алған беттен қайтпаған, Жауға тиген қабандай. Ерасылға жұрт таңған Есімі екен – Қабанбай. Жекпе-жекке шақырып Шыққан жаудың таңдамай, Бір күнде алты батырын Жайратқан ер Кабанбай. Ел есінде сақталған Ерлігі көп толағай; «Дарабоз» деп аталған Қолбасшы ұлы Қабанбай!


Вед.1: Много легенд сложено народом о Карасае батыре. Карасай Алтынай-улы родился в 1598 году в Жетысу. Отец его Алтынай был провидцем. Говорят, однажды он предсказал холодную зиму, возможность джута. Однако хан не поверил ему. В те времена ханская ставка располагалась на Кок-Тюбе. Юноша Карасай, по совету отца, угнал весь свой скот в прибалхашские степи, богатые тугайные низовья рек Или, Каратал. Зима действительно оказалась страшной. Во время джута погиб почти весь имевшийся у людей скот. Карасай же весной пригнал свои многочисленные стада с приплодом и предстал перед обрадованным отцом. Хан «кусал локти», да делать нечего. Мудрый Алтынай сказал сыну: «Нельзя оставлять людей в беде. Садись-ка, сын мой, на своего аргамака и проедь три раза через стада овец, косяки лошадей и верблюдов. По правую сторону будет наше, по левую – хана, а среднюю часть отдай сородичам». Все произошло опять так, как сказал отец, и семья Алтыная  не осталась в накладе …


Батыр Карасай Алтынай-улы происходит из племени Шапрашты, рода Ескожа. У озера Сапы-Саты в Нарынколе есть две долины: одна названа в честь бесстрашного батыра Шапрашты, другая в честь его правнука, отважного Карасая батыра. Вообще племя рода Шапрашты и род Ескожа считаются самыми воинственными в Жетысу. Искрометный акын Суюнбай, учитель Жамбыла, сказал об этом:


На фоне музыки «Сказание об эпосе». Чтец: Один из племени уйсин - Шапрашты, Вырос в нем батыр – Ер – Карасай, Лавиной снежной падающей на врага.


Вед.2:  На знамени, доспехах воинов из племени Шапрашты была изображена волчья голова. Согласно древней тюркской легенде волчица спасла жизнь юноше, истекавшему кровью на поле сражения. Она скрыла его от преследователей и выходила.


Легендарный батыр Карасай был известен не только в казахской степи, но и далеко за ее пределами. Не раз приходил он на помощь киргизскому народу. Джунгары, китайцы дрожали при упоминании его имени. Хан Есим присвоил Карасаю титул «Казахский Карасай батыр».


Как известно, казахи – кочевой народ. Чтобы прокормить несметные стада скота и тысячные и тучные табуны лошадей, им приходилось иногда надолго оставлять обжитые места. И вот, как-то казахи ушли на запад, к Азову. Возвращаются – на их земле обосновались калмыки. Ясно, что мирно не уйдут. Кликнул казахский хан клич: «Кто из батыров отважится первым войти в калмыцкую орду?» Пока все раздумывали, ринулся беркутом 17-летний Карасай на своем  вороном тулпаре к врагу. Долго готовился молодой Карасай к такому подвигу, тренируясь сам и приучая тулпара. В народе про таких джигитов говорят: «Аттың кулагында ойнайды»,что дословно означает «Играет (выполняет упражнения) на конском ухе». Калмыки опешили, увидев мчащегося к ним тулпара без всадника. Разинув рты, они ожидали, что же будет. Прилипнувший к брюху быстроногого тулпара Карасай, подлетев к шатру со знаменем, выдернул его с древком и понесся дальше. Ахнув, калмыки погнались за ним. Завязалась битва. Немало калмыцких ноянов нашли смерть от крепкого меча Карасая. Тут казахи с кличем «Карасай» кинулись на помощь. Казахи гнали врага до самых Джунгарских ворот и освободили свою землю. С этого времени имя Карасая стало боевым кличем казахских воинов, а самого его признали батыром. Как и отец его, Карасай батыр был наделен особым даром. Говорят, сопровождал его всюду священный барс. Когда Карасай батыр устремлялся с копьем на врага, грациозный барс, соревнуясь с верным тулпаром, бросался вперед, разинув пасть и обнажая острые клыки. Души завистников «уходили в пятки» и они, забыв, зачем пришли, ударялись в бегство.


Вед.1: Цитата: «Мне надо быть со всеми, кто меня позовет…» (М.Волошин)


В народе бытует и такая легенда.


(В этом месте можно разыграть сценку с тремя участниками. Инвентарь: юрта (картонный макет), барс (нарисованный на бумаге), макеты коней, и костюмы для героев: тюбетейки, восточные халаты).


На фоне музыки «Напевы предков».


Чтец: На аул Толе би напали калмыки. Люди поспешно разбирали свои юрты. Лишь один Толе би не торопился. Он сказал сородичам:


Толе би: «Я не поеду, не ждите меня, ночью пришел священный барс Карасая батыра и лег у порога. Как же я брошу его? Если смилостивится Всевышний и поможет дух Святого батыра Карасая, может быть, все обойдется …»


Чтец: Приехавший в сопровождении войска калмыцкий хан был несказанно удивлен, увидев единственную юрту. Остановив войско, хан с несколькими нукерами хотел подъехать к белой юрте, но кони шарахнулись и бросились в сторону. На самом пороге, позевывая, разинув огромную пасть, полулежал красный барс. Хан слез с коня и позвал хозяина. Вышел, не спеша, Толе би в легком, накинутом на плечи чапане. После взаимного приветствия спросил:


Толе би: «Добрые ли вы гости, или злые?»


Чтец: Калмыцкий хан ответил:


Хан: «Значит это вы мудрый Толе би? Много наслышан. А теперь увидел вас и остался доволен. Я пришел к казахам с войной, но, увидев на вашем пороге священного барса батыра Карасая, призадумался. Наверняка не будет нам сопутствовать удача. Думаю, повернем повода домой, пока целы».


Чтец: Толе би говорит:


Толе би: «На моем шаныраке весной ласточка свила гнездо, и пока птенцы ее не оперятся и не улетят, я не могу разобрать эту юрту. Вот и сижу. Любезный хан, в следующий раз приезжайте к нам с дружеским визитом!»


Чтец:  Так священный барс Карасая батыра помог казахам. Калмыки уехали, не тронув ни единого волоса у пасшихся за холмом лошадей Толе би…


Вед.2: В честь Карасая батыра названы аулы, джайляу, пики, долины. Непобежденный Карасай батыр и состарившись, жил чаяниями своего народа. Он учил молодых военному искусству, решал мирские споры. В 1669 году в составе казахского посольства Карасай отправляется в Россию. Целью переговоров было установление добрососедских отношений с Россией и покупка оружия.


В 1671 году, в возрасте 75 лет, казахский Карасай батыр переселился в мир иной, оставив достойных сыновей: Ауеза, Отепа, Кошека, Туркпена…


Мощь и безудержная отвага Карасая батыра передались и его потомкам. Батыры XVII-XIX-го веков: Кастек, Сураншы, Караш, Саурык, Самсы, Жапек, Сыпатай, Даулет, Каумен – прямые потомки Карасая батыра. В эпосе «Карасай батыр» акын Суюнбай поет:


Чтец:  Потомки Карасая – сплошь батыры, Устроившие врагу смерть и ад, Слухи о героизме Сураншы Саурык Быстрее ветра по степи летят! Скачут с кличем: «Карасай», Кровью обливаясь, Батыры Казбек и Кастек. Святая волчья голова, Касаясь шлемов их едва, Поможет им сразить врага. Жетысу калмыкам не видать вовек.


Вед.1: Вторя своему учителю, акын Жамбыл в эпосе «Сураншы батыр» пел:


Чтец:  Народ героя почитает, О нем легенды он слагает, Их сотни тысяч в Жетысу Прославят бранную красу Непобедимого Героя!


Вед.1: В нынешнее время потомки Карасая батыра проживают в Жетысу. На народные средства поставлен памятник в Кордайском районе Жамбылской области. В 1998 году благодарные потомки праздновали 400-летний юбилей своего великого предка – непобедимого Карасай батыра.


Вед.2: Батыр Барак Карабалуанулы умер в конце XVIIIвека и похоронен на территории современного Сарыкольского района Костанайской области. С тех пор место его захоронения является конечным пунктом ежегодного паломничества тысяч представителей «жузов» казахского народа из Костанайской, Торгайской, Кокшетаусской, Северо-Казахстанской, Карагандинской и Актюбинской областей, а также из соседних губерний Российской Федерации.


Чтец: Он богатство не ставил в грош, Теплотой сердечной богат, Презирал кичливость и ложь, К цели шел, не страшась преград.


Вед.1: Почему именно простой народ, каждодневно озабоченный проблемами выживания, совершает паломничество к маленькому мавзолею?


Попытаемся ответить на этот вопрос. В XVIIIвеке прославились три исторические личности по имени Барак. Самым старшим по возрасту и званию был султан Барак. Звание «султан» равнозначно княжескому титулу, им награждались представители из среды «тюре» - прямых потомков Чингисхана. Султан был талантливым военачальником и прославился в середине 20-х  и начале 30-х годов в сражениях с джунгарами. Благодаря храбрости и полководческому дару он до поры до времени пользовался уважением в народе, несмотря на непомерное честолюбие и скандальный характер. Во второй половине 40-х годов он печально прославился тем, что вероломно убил хана Младшего жуза Абулхаира, который в 1731 году первым добросовестно присоединился к России вместе со своим жузом.


Вед.2: Суд биев Среднего жуза, султаном которого считался Барак, приговорил его к изгнанию. Он вынужден был перебраться в Ташкент, там и умер.


Он годился в отцы двум другим Баракам, батырам. Один из них приходился родным племянником легендарному полководцу Кабанбай-батыру. Другой был третьим сыном не менее прославленного Карабалуана Алдиярулы, который командовал центром и резервом в ополчении Жархана Шакшакулы Жаныбека.


В данном случае речь идет о сыне Карабалуана, который удостоился чести носить звание «аулие». Этим словом народ называет и выдающихся народных целителей, и пророков ясновидцев, предсказывающих судьбоносные события.


Третий сын Карабалуана одновременно прославился и в качестве неординарного целителя, и в качестве проницательного мыслителя, высказавшего особенно полезные для народа предостережения.


Дар врачевания он унаследовал от своей матери Жасканы, родной племянницы Толе би, которого народ тоже величал «аулие».


Вед.1: Бараку-аулие была уготована завидная судьба миротворца во времена пугачевского бунта. Во главе двухтысячного отряда он был послан Аблайханом к приграничным крепостям с почти невыполнимой задачей. Он был обязан, с одной стороны, продемонстрировать перед соратниками Емельяна Пугачева решимость оказать поддержку и уничтожить крепости, а с другой – не наносить урона их защитникам. Барак-батыр блестяще справился с поставленной задачей и тем самым продемонстрировал перед народом, что является достойным племянником Толе би.


Вед.2: А заслуга его как провидца в том, что Барак-аулие первым среди казахов предупредил народ об опасности бунтов. Он предостерег, что придут новые времена имущественного неравенства, расслоения казахов на имущих и неимущих. Он предупредил народ о двух опасностях. Во-первых, об опасности черной зависти неимущих к богатым. Во-вторых, об опасности высокомерного, презрительного отношения богатых к бедным сородичам.


Вместе эти две крайности могут породить бунт – явление пострашнее буйного пожара, внушал Барак. Бунт грозит уничтожением всего богатства общества, голодом, враждой.


Предостережения батыра в точности подтвердились в трагические двадцатые – тридцатые годы ХХ века, то есть почти полтора века спустя. С тех пор Мавзолей Барак-батыра превратился для народа в место негласного покаяния, очищения душ и их единения.


На фоне музыки «Думы о Родине».


Чтец:
«Родимые края скрываются из глаз…
О Родина моя! Рыданье душит нас.
За что, господь, за что народ наш безутешный
Кому не лень гнетет и гонит всякий раз?»
                                      (песня «Елим-ай»)


Вед.1: Мы живем на великой земле, которая имеет богатейшую тысячелетнюю историю. Тут возникали и уходили в небытие древнейшие цивилизации, шумели прекрасные города, отсюда началось великое переселение народов, тут и поныне живет хозяин этой земли – добрый старый народ – казахи. Сердце его открыто друзьям, а к врагам… Последних у него было много; история всей Казахии состоит из бесчисленных  нашествий и бесконечных войн. Враги постоянно зарились на богатейшие угодья, тучные стада, на несметные месторождения, на процветающие города. Вот тогда и вставали на защиту родных пределов славные богатыри-батыры.Изустные предания и документальные хроники донесли до наших времен десятки имен таких батыров.


Батыры были олицетворением своей земли, всех своих соотечественников. И каждого отдельно взятого казаха. Широта души, несгибаемость и цельность натуры, открытость и сердечность вкупе с доверчивостью отозвались и в их повседневных поступках, и подвиге всей их жизни.


Потому и запомнились они людям, потому и запечатлелись в их памяти и яркие, трагической высоты события, и простые, неброские штрихи, скупые подробности их биографий.


Чтец:
Туын жықпай азаттық
Өткен баба Абылай,
Батырлары қазақтын;
Қаракерей Кабанбай,
Қанжығалы Бөгенбай,
Шапырашты Наурызбай,
Шақшақұлы Жәнібек –
Туған қазақ бағына-ай!


«Овеянный славой в веках»


Биографическая справка. (Материал для беседы.)


Жәнібек Батыр болған, би болған «Болат найза, әділ бек,» - Халық қамын ойлаған Шақшақұлы Жәнібек. Елге тілеп азат таң, Қорғай білген байтағын. Алғаш қырғыз, қазақтан Алған тархан атағын.


Просмотр отрывка из фильма «Шақшақ Жәнібек» (на каз. языке)


У каждого народа есть свои святыни, связанные с понятием чести, достоинства, славы и гордости. У казахов традиционно на первом месте имена и образы великих исторических личностей, внесших свой незаменимый вклад в дело создания единой казахской нации, укрепления государственного суверенитета, защиты священных рубежей Отечества. Тысячи народных героев прославили свои имена в веках в период столетней освободительной войны казахов с джунгарскими захватчиками со второй половины XVIIвека по вторую половину XVIIIвека. Но личная отвага мало чего стоит в войне, если отважные сердца не сплочены в единстве. К счастью для казахского народа, в тяжелые минуты испытаний он обрел таких политических и военных руководителей, которые своими речами и делами добились беспрецедентной веры народа в себя целиком и оправдали эту веру.


Одним из таких политических и военных стратегов является батыр Шакшакулы Жаныбек-тархан, 310-летие со дня рождения которого отмечалось в этом году.


В народных преданиях в одних случаях батыра Жаныбека называют сыном Кошкара (Кошкарулы Жаныбеком), а в других – сыном Шакшака (Шакшакулы Жаныбеком). По национальным традициям оба варианта являются равноправными. Жаныбек-тархан был сыном Кошкара. Но столь же истинно и то, что до пятилетнего возраста, когда, как известно, формируются задатки личности, основные черты воли и характера, он воспитывался под пристальным наблюдением своего прадеда Шакшака. Именно Шакшак предсказал в своем благословении судьбу правнука, предначертавшего будущую плодотворную деятельность на благо не только общины-рода, но и всего казахского народа. По наказу прадеда Жаныбек с ранних детских лет воспитывался в лучших традициях династии. И прапрадед Аманжол, и прадед Шакшак, и дед Кошей, и отец Кошкар Жаныбека были не только биями, практически наделенными неограниченными полномочиями, но и батырами. В качестве биев они руководили несколькими родами-общинами и имели высокий авторитет в связи с непоколебимой приверженности истине – справедливости, неукоснительным соблюдением ее во всех своих судьбоносных для рода решениях. В качестве батыров, т.е. воевод, они прославились умением создавать жасак (ополчение) и добиваться высочайшей дисциплины и выучки в войске. Не случайно уже в 17 лет Жаныбек заслужил славу достойного воина. В 1710 году он обратил не себя внимание самого прославленного батыра Кабанбая, толково доложив обстановку после самостоятельно предпринятой рекогносцировки местности, поспешно покинутой противником при приближении казахских отрядов.


В 1717 году, перед началом неудачного сражения казахов с джунгарами, двадцатичетырехлетний Жаныбек откликнулся на вызов вражеского богатыря, на традиционный поединок перед боем. И сумел одолеть джунгарского витязя. Этим он завоевал высокий авторитет в глазах молодых воинов, которые несколько дней после сражения десятками тянулись к стоянке батыра Жаныбека, чтобы услышать правду о причинах поражения. Немногословно, но доходчиво и убедительно объяснил Жаныбек батыр, что казахи вполне могли бы одержать победу, но им недостаточно выучки и дисциплины координации действий в бою. Жаныбек объявил во всеуслышание о собственной решимости создать ополчение. И уже в 1724 году войско Жаныбека батыра вызвало сильное беспокойство у джунгар, наводнивших территорию Казахстана, поскольку его кавалерийские сотни появлялись в самых неожиданных местах и молниеносно исчезали, нанося ощутимый урон живой силе противника или угоняя коней вражеского отряда.


Через три года ополчение Жаныбека батыра удостоилось высоких похвал, прозвучавших из уст Абулхаир хана, Кабанбай батыра и Богенбай батыра, осуществлявших главное командование над казахским войском в успешном сражении при Буланты. В 1729 году в знаменитом Аныракайском сражении, сыгравшем большую роль в подавлении духа противника, полностью развернулся стратегический талант Жаныбека батыра. Умелая рекогносцировка летучих специальных отрядов, созданных им, точные донесения его разведчиков, хорошее знание местности позволили Жаныбеку непосредственно участвовать в работе военного совета при хане Абулхаире. Все поставленные задачи были блестяще выполнены, и противник понес сокрушительное поражение, после которого была основательно подорвана вера джунгар в собственную непобедимость.


Просмотр отрывка из фильма «Шақшақ Жәнібек» (на каз. языке)


Характерно, что ополчение Жаныбека батыра на протяжении четверти века непрерывных боев ни разу не терпело поражения. Военачальник неуклонно следовал принципу: «Победа малой ценой или временное отступление». Он никогда не ввязывался в бой, не взвесив предварительно все «за» и «против». Заранее предусматривал возможности для своевременного отступления, чтобы, совершив неожиданный маневр, вновь обрушиться на противника «как снег на голову». С большим успехом он использовал фактор громадной территории Казахстана, целенаправленно заманивая противника в незнакомые для него местности, а затем изматывал противника неожиданными и непрерывными нападениями летучих кавалерийских отрядов с разных сторон.


Спокойствие и невозмутимость никогда не покидали Жаныбека. Он терпеть не мог праздных разговоров, хвастовства, лести, пустых обещаний. Но и в минуты гнева и раздражения не выходил он из себя, а своим видом выказывал такое презрение, что провинившимся становилось не по себе. Запанибратских отношений никогда ни к себе, ни к другим не допускал. Неизменной чертой характера Шакшакулы Жаныбека было то, что он всегда, везде и перед всеми держался «первым среди равных», независимо от того – находился ли он среди ханов и султанов, биев и батыров или в среде рядовых воинов и пастухов.


Шакшакулы Жаныбек был выдающимся политическим стратегом. Примером дальновидности является его отношение к союзу с Россией. Он использовал весь свой высокий авторитет перед народом, чтобы оказать принципиальную существенную поддержку политике опоры на Россию, которую последовательно проводили хан Абулхаир и Толе би с целью приближения окончательной победы над джунгарскими захватчиками и быстрого преодоления невиданного спада в экономике. Именно Толе би и батыру Жаныбеку принадлежит главная заслуга в том, что в августе 1738 года 56 наиболее влиятельных в степи ру-аксакалов, т.е. старейшин-вождей родов-общин ратифицировали договор о добровольном присоединении казахов к России. Примечателен такой факт. В 1739 году прославленный полевой командир Койгельды батыр задержал караван российских купцов, требуя плату за то, что тот проходил по землям общины. Об удовлетворении его требования не могло быть и речи, поскольку такой прецедент мог вызвать цепную реакцию. Ответственные по международным договорам за безопасное прохождение караванов по казахской территории Толе би, Абылай хан и Абулхаир не могли уговорить Койгельды батыра отпустить караван. Пришлось вмешаться Жаныбек батыру. Достаточно ему было появиться в ауле Койгельды батыра, как тот на радостях немедленно отпустил караван, не причинив ему никакого вреда.


Неслучайно в 1742 году императрица Елизавета Петровна наградила Жаныбек батыра, первым среди казахов, почетным званием тархана. В своих представлениях в сенат генералы князь Василий Урусов и тайный советник Иван Неплюев подчеркивали, что влиятельность батыра Жаныбека в казахской среде такова, что России следует всячески выказывать ему признаки признания заслуг, уважительности и дружелюбия на высочайшем уровне. В истории Российской империи всего двадцать представителей тюркских народов были награждены званием тархана, которое в переносном смысле, имея ввиду почетность, можно воспринимать равным званию князя-фельдмаршала. Известно, что это звание освобождало от податей, а знаки воинского отличия, в частности эполеты и парадное оружие, соответствовали фельдмаршальскому званию.


В 1745 году при планировании знаменитого Шоргинского сражения Жаныбек батыр решительно поддержал план Кабанбай батыра, который оказался победоносным. После этого сражения еще 12 лет просуществовало Джунгарское ханство, но на широкомасштабную агрессию против казахов джунгары больше не решались. Последние годы своей жизни Жаныбек батыр полностью посвятил обустройству территории, которую занимает современная Костанайская область, и настолько преуспел в этом деле, что все роды-общины, которых он наделил земельной собственностью на этой территории, остались искренне довольными. Скончался Жаныбек батыр в 1752 году в возрасте 59 лет.


«Знаменитые батыры и ханы»


(Викторина)


1.     Результатом какой войны стало «Актабан Шурынды» (Великое бедствие) в ХVIIIвеке? (С джунгарами)


2.     Бухар жырау принадлежат следующие строки:


Каркерей Кабанбай, Канжыгалы Богенбай, Шапшарты Наурызбай Они казахам,-  как после стужи,- Теплый весенний наурыз – ай… -


В них поэт выразил всенародную любовь к трем славным батырам. А у какого хана они были знаменосцами?  (Абылай хан)


3. Имя какого батыра было боевым кличем казахских воинов. В легендах о нем рассказывается о том, как бесстрашного  батыра повсюду сопровождал священный барс, вместе с батыром он устремлялся на врага? (Карасай батыр)


4. Известные строки воспевают в героическом эпосе потомка Карасай батыра:


Сураншы в утесах жил, Он с орлятами дружил. Сердце барса в львином теле, Сураншы родной носил. Какие знаменитые акыны пели о Сураншы батыре? (Суюнбай и Джамбул)


5. Осенью 1841 года казахское ханство было восстановлено. Кто стал новым всеказахстанским ханом? (Кенесары хан)


6. При участии какого батыра был составлен свод законов Тауке хана «Жеты - жаргы» - «Семь истин»? (Богенбай батыр)


7. О каком хане пишет М.Шаханов:


… В нем мудрость и сила – начало – начал, Сплетались, сроднившись, как корни цветов, Он знал наизусть Фараби, Ясави, В войне он был бесстрашен, хоть веровал в мир. Любимец народа, с отвагой в крови, Был ханом Отрара… Назови. (Каир хан)


8. Какой из батыров прославился в борьбе с калмыками? (Наурызбай)


9. Два близких нам по времени и самых влиятельных казахских ханов – Абылай и Абулхаир – оставили славное потомство. Какое? (Хан Кенесары, Чокан Валиханов и Даулеткерей)


10. Более сорока лет этот батыр сражался за свободу казахского народа, приняв участие в 103 сражениях. В год «великого бедствия» (1723) назначался начальником обороны священного города Туркестан. Кто же он? (Богенбай батыр)


11. В сражении с кем Кабанбай батыр и Богенбай батыр прославились? (С джунгарами)


12. Когда джунгары потерпели окончательное поражение? (В 1729 году)


Словарь


1. Аулие – святой, этим словом народ называет и выдающихся народных целителей, и пророков ясновидцев.


2. Балуан – борец.


3. Жасак – ополчение


4. Ноян – калмыкский воин


5. Рекогносцировка – разведка местности, с целью выяснения расположения сил противника.


6. Тархан – называли феодалов у тюркских народов.


7. Тулпар – боевой конь.


Библиография о батырах.



  1. Бердіғожин Л. Тарихта қалған кездесу: [батырлар]// Ақ желкен.- 1995.- №9.- Б. 23.
  2. Дәулетов С. Қарабатырдың қазасы: [Даламынын батыр перзенттері]// Отан Сақшысы.- 1995.- №2 (16 кант).
  3. Абсалямова Н. Возвращение батыров// Казахстанская правда.-1999.- 24 августа.
  4. Ел үшін жан кешіп, жауды қуған. Страницы жизни известных батыров: (Рекомендательный обзор литературы, посвященный некоторым известным батырам, Вып.3)/ Сост. Н.Ю.Коваленко; под ред. Ж.Ш.Абузаровой.- Алматы: ГРЮБ им. Жамбыла, 1998.- 30с.
  5. Казиев Б. Мы должны быть благодарными потомками// Костанайские новости.- 2001.-26 сент.
  6. Кенжегулова Н. Незабвенные имена// Заря.- 1991.- 8 августа.
  7. Рахимбекова З. Страницы жизни казахских батыров// Казахстанская правда.-1995.- 2 августа.
  8. Рахманов М. «Батыр» – это не просто храбрец// Кустанай.- 1994.- 27 июля.
  9. Славные сыны степи: (Био-библиографическое пособие)/ Сост. Т.Т.Кенесарина; под ред. Т.В.Индуловой.- Алматы: ГРДБ им. С.Бегалина, 1997.- 106 с.
  10. Сулейменов Х. Народ хранит память о своем батыре// Костанайские новости.- 1993.-27 ноября.

Персоналии.



  1. Ағыбай батырдың уш өкініші// Алмыс Қылаш. Батырлар жыры.- Алматы.- 1993.- Б. 192-204.

  2. Әлтай А. Азаттық қаһарманы: [Ақжатай Ағыбай батырдың туғанына 200 жыл] // Егемен Қазақстан.- 2002.- 30 тамыз.

  3. Ісімақова А. Ұлт тарихында кездейсоқ оқиғалар болмаған, бәрінің мәні бар: [Ағыбай батыр туралы]// Жас Алаш.- 2002.- 1 тамыз.

  4. Жүніететі К. Ағыбай батыр қылышының тағдыры // Егемен Қазақстан.- 2001.- №243-246.- 31 қазан.

  5. Қашқынов Ж. Ағыбай – Бөлтірік тоғаны: [Шұбартпалы Ағыбай батырдың туғанына 200 жыл]// Қазақ батырлары.- 2002.- №5.

  6. Қашқынов Ж. Ақжолтай Ағыбай батыр: Балдырғандар ушін.- Алматы: Балауса, 1996.- 64 бет.

  7. Несіпбай А. Ағыбай батыр тойы// Егемен Казакстан.- 2002.- 11 қыркүйек.

  8. Нуржекеұлы Б. Ағынтай батыр// Қазақ әдебиеті.- 2000.- №3.- 21 қантар.

  9. Оразбайұлы Ә. Айтбай батыр: [Дулыға ел перзентері]// Қостанай таңы.- 1996.- 5 сәуір.

  10. Дуйсебаев С. Ақпан батыр: [Ақпан (Өтеұлы) Нұрбайұлы (1701 – 1779 ж.)]// Қазақ тарихы.- 2002.- №1.- б.54.

  11. Сулейменов У. Ақпан батыр/ Сулейменов У., Танабаев Ө. // Қазақ батарлары.- 2001.-№11.

  12. Тұрлығұлов Т. Ақпан батыр/ Тұрлығұлов Т., Дуйсебаев С.// Қазақ тілі мен әдебиеті.- 2001.- №10.- б.28-29.

  13. Хатиұлы О. Ақ саутты Ақша [Ақша батыр]// Қазақ батырлары.- 2001.- №4.

  14. Әтіке-Нұржеке // Алмас Кылаш. Батырлар жыры.- Алматы, 1993.- Б. 204-211.

  15. Қизатұлы Н. Рухы кушті ел – алынбайтын қамал: [Аңырақай – 270 жыл]// Егемен Қазақстан.- 1998.- 29 жел.- Б.6.

  16. Исабекұлы Т. Аралбай батыр // Қазақ батырлары.- 2002.- №6.

  17. Абдрахман А. Батыр Баба тойы (1723-1746)// Мәдениет.-1993.- №17.- Б.15.

  18. Жұмабай Ә. Алшин Жалаңтөс Баһәдур Әйгілі батыр бабамыздың туғанына 425 жыл [Жалаңтөс Баһәдур]// Туркістан.- 2001.-№16.-21 сәуір.

  19. Қалиев Ы. Жалаңтөс Баһәдур [Батыр әмірші]// Егемен Қазақстан.- 2001.- №43.-28 әқпан.

  20. Атшабарұлы Ә. Байбақты батыр// Қазақ батырлары.- 2001.- №1.

  21. Сланқлы А. Байғозы батыр// Парасат.- 1995.-№12.-б. 20-21.

  22. Сүлеймен М. Баймырза батыр// Инфоцес.- 2001.- №35.- 31 авг.

  23. Дарменұлы С. Байшора батыр// Қазақ батырлары.- 2001.- №5.

  24. Жылқыайдаров М. Бақай батыр// Қазақ батырлары.- 2002.- №3.-Б.4.

  25. Әділбаев О. Ұранға айналған ұл: [Бақытбай батыр]//Zаман-Қаз.- 1998.-25 қыр.-Б.12.

  26. Исмаилов О. Наш предок – Балпык: (О батыре Б.Дарипсаулы)// Заря.- 1994.- 27 августа.

  27. Әміреұлы Х. Көкжал Барақ [Көкжал Барақ Шурекұлы]// Егемен Қазақстан.-2002.-25 қыркуйек.

  28. Жүнисұлы А. Қос Барақтың біреуі [Көкжал Барақ]// Қазақ батырлары.-2001.-№10.

  29. Мендібай С. Барак батыр: [Дулығалы ел перзенттері]// Қостанай таны.- 1996.- 1 сенбі.

  30. Сапаров Ж. Барақ батырдың найзасы// Парасат.- 1993.-№6.- Б.11.

  31. Сулейменов М.-Х. Қара балуаң мен Барақ-батыр// Қостанай таңы.- 1994.-5 шелде.

  32. Козыбаев А. Батыр Султан Барак: [К 300-летию со дня рождения]// Кустанайские новости.- 1996.- 10 сент.

  33. Сулейменов М. Барак-батыр третий, самый мудрый// Казахстанская правда.-1997.- 26 марта.

  34. У нашего батыра юбилей: [О Барак батыре: К 300-летию со дня рождения (уроженец Урицкого района)]// Кустанайские новости.- 1996.- 16 июля.

  35. Қалдыоразұлы Қ. Басшы батыр// Қазақ батырлары.-2002.-№10.

  36. Сейдахмет Қ. Батагөй батыр – Баймырза// Қостанай таңы.-2000.-№70.- 18 тәм.

  37. Жұмабайұлы М. Батыр Баян// Алмас Қылаш. Батырлар жыры. – Алматы.-1993.-Б. 170-192.

  38. Бөгенбай батыр// Алмас Қылаш. Батырлар жыры. – Алматы.-1993.-Б. 41-155.

  39. Сатаев А. Қанжыңалы Бөгенбай// Ақжелкен.- 2000.-№11-12.-Б.12.

  40. Барлыбаев Богенбай теги А.Т. Богенбай – батыр из рода Канжигалы// Простор.- 2000.- №6.- С. 106-115.

  41. Батыры как феномен казахского народа. Богенбай-батыр Акчаулы: (Памятка для читателя; В помощь изучающим историю Казахстана. Вып.1)/ Сост. З.М.Колесникова; под ред. Ж.Ш.Абузаровой.- Алматы: ГРЮБ им. Жамбыла, 1996.- 23с.

  42. Құдайқұлов Т. Бөлек десе, Бөлек болған екен [Бөлек батырдың туғанына 275 жыл]//Жас Алаш.-2002.-25 мамыр.

  43. Төреқұлов Н. «Жеті жарғы» атанған жан: [Бөлтірік Әлменұлының дуниеге келгеніне – 225 жыл (1771-1854)]// Қазақ тілі мен әдебиеті.- 1996.- №9-10.-Б. 84-90.

  44. Мұхашев С., Дәрібаев Қ. Бұхарбай батыр: [Ел үшін туған ергердің Сөз білген жанда хақы бар!]// Ақ орда.-1993.-№1(Наурыз).-Б.35-40.

  45. Ли В. Восстал из пепла: [о Бухарбай-батыре]// Казахстанская правда.-1993.-31 августа.

  46. Нұржекеұлы Б. Дана батыр// Қазақ әдебиеті.-2000.-№4.-28 қаңтар.

  47. Игісін Ж. Ту алып, тұлпар мінген...[Даулетбай батырдың 300 жылдығына]// Қазақ батырлары.-2002.-№7.

  48. Буркітбаева У. Би Диқанбай батыр// Қазақ батырлары.-2002.-№5.

  49. Жусіпов Н. Едіге би// Қазақ тарихы.-1997.-№1.-Б. 45-49.

  50. Жылқышиев К. Едіге туралы [XV-XVII ғасырдағы орыс шежіресінен]// Жалын.-1997-№1-2.-Б.207.

  51. Қинаятұлы З. «Едіге батыр» жырын оқығаннан туған ойлар// Отан тарихы.-2001.-№1.-Б.156-158.

  52. Көпеев М. Едіге би// Қара қылды қақ жарған.- Алматы,1995.-Б.188.

  53. Мырза - Едіге батыр.- В кн.: Диваев Ә. Тарту.- Алматы,1992.- Б.85-97.

  54. Нұғыманұлы Б. Туркі әлеміндегі бетбұрыс [Едіге батырдың есімімен байланысты]// Егемен Қазақстан.-1999.-№284.-30 желт.

  55. Өтенияз С. Еділ батыр(Аттила): [Зерттеу]// Жалын.- 1994.- №1-2.- Б. 196-244.

  56. Түменбайұлы К. Сіргелі Елшібек [Елшібек батыр]// Қазақ батырлары.-2002.-№8.

  57. Түменбайұлы К. Елшілік батыр ел есінде// Егемен Қазақстан.-2002.-14 қыркуй.

  58. Есенкелді// Алмас Қылаш. Батырлар жыры.- Алматы, 1993.-Б. 8-41.

  59. Айнабеков К. Көкіұлы Есет батыр жайлы әфсіна// Қазақ әдебиеті.- 1998.-30 казан.

  60. Әбілқасымов Б. Ел серкесі Есетер[белгілі батыр]// Жас Алаш.-1993.-12 қаз.

  61. Әбсадықов А. Батыр Есет Көкіұлының қалмақ тұтқынында болуы оқиғасынан туындаған бірер ой// Ізденіс.,-2002.-№16.-Б.88-90.

  62. Есмагамбетов М. Есет Хиуа ханын қолдады ма?: [Есет Көтібарұлының туңанына 190 жыл]// Парасат.-1993.-№8.- Б.12.

  63. Құрманалин С. Есет көтерілісінің басқа қозғалыстармен сабақтастыгы: [1847-1858 ж. Есет батыр Көтібарұлы бастаган көтеріліе]// Қазақ тарихы.-2002.-№4.-Б.28-33.

  64. Сүйінұлы Е. Жабағы батырдың өшпес рухы// Қостанай таңы.-2002.-13 тамыз.

  65. Шаяхмет А. Жабағы батыр// Қостанай.-2002.-27 тамыз.

  66. Шаяхмет А. Жабағы батыр// Ана тілі.-2002.-19 желт.

  67. Шаяхмет А. Так говорят потомки батыра. Что добавить [Жабағы батыр]// Костанайские новасти.-2002.-10 декабрь.

  68. Нұрмаханов Н. Мысабай жырау жырлаған «Жақожа батыр» [Жанқорна батыр Нұрмухаммедұлы]// Қазақ тілі мен әдебиеті.- 2002.-№1.-Б. 59.

  69. Қәшқанов Ж. Сәрым Жәлаңөс [батыр]// Қазақ батырлары.-2001.-№2.

  70. Серкібайұлы Ш. Жәләңтөс баһадүр// Егемен Қазақстан.-2002.-10 қыркүйек.

  71. Тұраров Қ. Жаман батыр// Парасат.-2000.-№4.-Б.11.

  72. Қабдімажитов Т. Жанатай батыр// Қазақ батырлары.-2001.-№6.

  73. Дайрабай Т. Убістің өнегелеі: [Убіс Жәңаыйұлы (1789-1871)]// Қазақ батырлары.-2001.-№10.

  74. Табарікұлы С. Абай және Жәнақ// Қазақ тарихы.-2001.-№2.-Б.57.

  75. Жунісұлы А. Жәнтайлақ [батыр]// Қазақ тарихы.-2000.-№11.

  76. Артықбаев А. Жәпек және оның ұрпақтары (1712-1749)// Қазақ батырлары.-2002.- №4.-Б.4.

  77. Жәуғаш батыр// Қазақ батырлары.-2001.-№9.

  78. Бозымбеков С. Жоңғар соғысындагы соңғы жорық: [Жанбай батыр туралы]// Егемен Өазаөстан, 1998.-№191.- 29 қыркуиек.-Б. 3.

  79. Керімбетов Ш. Жолан батыр// Қазақ әдебиеті.-1998.-№51-52.-Б.12-13.

  80. Сеидахметов Т. Иман батыр ескерусіз қалғаны ма?: [Иман Дулатұлы Аманкелді батырдың атасы]// Қостанай таңы.-2000.-№11.-8 ақпан.

  81. Сулеймен М. Иман батыр [Иман Дулатұлы 1780ж. тұған]//Инфо-Цесс.-2001.-№34.-24 тамыз.

  82. Кошенова Р. Втрое рождения Иманжусупа// Нива.- 2001.- №3.- С. 144-154.

  83. Шашкова Л. Возвращение Иманжусупа// Казахстанская правда.-2001.- 7 апреля.

  84. Сулейменов М. Предания о Карабалуане// Новое поколение.- 1996.- 28-4 июля.

  85. Әлім Қ. Кешір, Кейкі баба! // Егемен Қазақстан.-2001.-№243-246.-31 қазан.

  86. Әмірқызы Қ. Кейкі батыр калай ұсталды?// Сәрыарқа.-1999.-№4-5.-31 бет.

  87. Ижанов З. Арманда кеткен есіл ер: [Кейкі батырдың өліміне байланысты деректер]// Ана тілі.-2002.-№5.-31 қараша.

  88. Қылышбаев Ә., Бәйжан А. Жақсы сүйегін қорлатпыс: [Батыр Кейкі Көкембаиұлы]// Қазақ әдебиеті.-1998.-30 қазан.

  89. Қылышбайұлы Ә. Кейкі батыр туралы әңыз бен әқиқат// Қостанай таңы.-2001.-№90.-2 қараша.

  90. Сейдахметов Т. Кейкі батырдың басы табылды// Қостанай таңы.-2000.-№88.-10 қазан.

  91. Майбас Т. Көкбөрі Жарылғап батыр// Жас Алаш.-1993.-14 тамыз.

  92. Мұқаш Қ. Қыран калықтаған күн:[Көкбөрі Керней Жарылғап батыр асындағы әсерлер]// Жас Алаш.-1993.-2 к.- Б.3.

  93. Әділбаев О. Көтібар батыр// Қазақстан әйелдері.-2000.-№9.-Б.14

  94. Әділбаев О. Көтібар батыр// Қазақстан әйелдері.-2000.-№8.-Б.12.

  95. Әділбаев О., Оралбаев Ж. Көтібар мен Жылқаман [Батыр Көтібар Бесенұлы]// Қазақ батырлары.-2000.-№8.

  96. Назарбаев Ж. Көтібар батыр: [Көтібар батыр Сырым Дәтұлының серігі, азаттық ушін күрескен, халық батыры] // Егемен Қазақстан.-1998.-21 казан.- 6 бет.

  97. Төреханов Т., Жұбаев И. Көтібарды кім өлтірген? [Көтібар батыр Бесенұлы]// Жас Алаш.-2000.- №97.-12 тамыз.

  98. Хасан С. Батыр-әулие Көтібар Басенұлының ұрпақтары// Жұлдыз.-2000.-№8-9.-Б.151.

  99. Амәнұлы Ж. Көшек батыр: [Қарасай батырдың баласы Көшек батыр]// Егемен Қазақстан.-1999.-№ 234-235.-22 казан.

  100. Жанайдарова О. Сказание о батыре Культегине// Новое поколение.- 1997.- 10-16 июля.

  101. Тәшенов Т. Қазақ тұлғаларын сомдаған мусініні Павел Шорохов туралы сыр [Қабанбай батырдың ат устіндегі ескерткіші]// Туркістан.-2002.-27 маусым.

  102. Армиянтегі Т. Қаракерей Қабанбай батяр// Инфо-Цес.-2000.-№44.-3 ноября.

  103. Бөгембайтегі Ә. Әрі батыр, әрі би [Қабанбай батыр]// Қазақ батырлары.-2002.-№2.

  104. Нұржекеұлы Б. Қаһары қатты Қабанбай// Қазақ әдебиеті.-2000.-№5.-4 әқпан.

  105. Елубаев С. Қазан жүрек Қайдауыл батыр (1766-1839)// Қазақ тілі мен әдебиеті.-1996.-№9-10.-Б. 78-83.

  106. Қонаев А. Қанкелді батыр(1688-1766)// Ұлан.-1994.-1 наур.

  107. Пәнзабекұлы К. Қапал батяр// Қазақ батырлары.-2001.-№5.

  108. Әлдибекұлы Ш. Қарасай мен ағынтай: Өлендер/ Шайперген Әлдибек-ұлы// Ұлан.-1998.-8 қыр.- Б.4.

  109. Алдажұманов К. Бүгінгі сөз – зерттеудің ағашы қадамы: Қазақтың Қарасай батырынын туғанына 400 жыл!// Zаман Қазақстан.-1998.-11 қыркұйек.-Б.3.

  110. Аманұлы Ж. Қарасай: [400 жыл]// Егемен Қазақстан.-1998.-4 қыр.

  111. Ахметұлы А. Ел панасы – Қарасай// Арай.-1998.-№7-8.-Б.10.

  112. Бейісбай С. Қазақтың хас батыры: [Қарасай батыр – 400 жыл]// Егемен Қазақстан.-1998.-4 тамыз.

  113. Бөрі Э. Қарасай-қазақтын хас батыры// Ұлан.-1998.-8 қыр.-Б.5.

  114. Дауітұлы С. Қазақтың Қарасай батыры(1598-1671)// Отан сақшысы.-1998.-№38.-Б.5.

  115. Дауітұлы С. Қазақтың Қарасай батыры// Отан сақшысы – Часовой Родины.-1998.-3окт.-Б.6. (Соңы).

  116. Досмұхамедов Т., Жолымбетов Ө. Жаға шаптым, «Қарасай-қарасайлап!..»: [Қарасай Алтынайұлынын (1598-1671 – 400 жыл)]// Қазақ әдебиеті.-1998.-4 қыр.- Б. 4-5.

  117. Етекбаев М. Суықтөбе оқиғасы: [Қарасай батыр]// Ұлан.-1998.-8 қыр.

  118. Жарылкасын А. Қаһар: Қарасай батырдын туғанына – 400 жыл// Егемен Қазақстан.-1998.-11 қыркұйек.

  119. 118. Кұланбай Ә. Ерлікті қастерлеп – ұл, елдікті қастерлеп – ұлт баламыз// Егемен Қазақстан.-1999.-№232.-19 қазан. (Қарасай батыр)

  120. Қарасайы – қазақтың хас батыры// Ұлан.-1998.-№35.-8 қыркұйектін.

  121. Оразалин Н. «Ерге қонып, ел ертеңін сұраған...»: Қазақтын Қарасай батырынын туғанына – 400 жыл!// Zaman-Қазақстан.-1998.-11 қыркұйек.-Б. 4.

  122. Сәдуақасов Т. Қарасай батыр өткен жер// Отан сақшысы.-1998.-28 кара.

  123. Сейдімбек А. Елі ұшін Ер: Қарасай батырдың туғанына 400 жыл// Жас Алаш.-1998.- 8 қыркұйек.-Б. 5.

  124. Сүйінбай: [Қарасай батырға арналған өлең]// Парасат.-1998.-№11.-Б.7.

  125. Батырбеков М., Муханов К. Карасай батыр – Человек-легенда (1598-1671)// Zaman-Казахстан.- 1998.- 4 сентября.

  126. Жумалиева Б. Возрождено имя батяра Карасая// Казахстанская правда.-1998.-8 сент.- С.1.

  127. Кыдырбек-улы А. Казахский батыр Карасай: (К 400-летию национального героя)// Казахстанская правда.-1998.- 8 сент.

  128. Оршабеков К. Память о нем не тленны: [К 400-летию Карасай-батыра]// Казахстанская правда.-1998.- 8 сент.

  129. Черепанов Н. Карасай батыр вновь на коне// Казахстанская правда.-1998.- 12 сент.

  130. Қалдыбай М. Қордай батыр// Түркістан.-2002.-5 қыркүйек.

  131. Қүандықұлы А. Қордай батыр// Қазақ батырлары.-2002.-№7.

  132. Ахметов Қ., Сәрина Т. Қошке Кемеңгерұлының патшалықтың халық ағарту саласындағы саясаты туралы// Ізденіс-Поиск.- 2000.-№6.-Б.40.

  133. Рамазанов Қ. Құттығай батыр (1702-1743)// Қазақ батырлары.-2000.-№11.

  134. Сейсенұлы Д. Батыр баба [Мамай батыр]// Егемен Қазақстан.-2001.-№172.-11 тамыз.

  135. Ашанұлы Қ. Манақ батыр// Түркістан.-2002.-7 қараша.

  136. Ашанұлы Қ. Менлі батыр// Қазақ әдебиеті.-2000.-№27.-7 шілде.

  137. Сейдахмет Қ. Мирас [Мерген батыр туралы]// Қостанай таңы.-1999.-№53.-13 тамыз.

  138. Әмиржанұлы А. Нар тұралы Нарынбай [Нарынбай батыр]// Қазақ батырлары.-2001.-№8.

  139. Султан среднего жуза батыр Наурызбай// Белая кость прошлого. Наши современники.- Алматы.-1994.- С. 94-97.- (Серия: «Звезды Казахстана»).

  140. Ыдырысов Н., Сұлтанұлы З. Нияз батыр: [110-ға келіп 1790-жылы қайтыс болған]// Парасат.-1995.-№12.-Б. 4-5.

  141. Смайыл А. Олжабай батыр ұрпағының жанашырлығына зәру// Егемен Қазақстан.-2002.-№54.-12 наурыз.

  142. Қайратұлы Б. Оспан батыр: [Қытайдағы ұлт – азаттық қозғалысының көсемдері Оспан батыр мен Қалибек қажы]// Парасат.-1993.-№11.-Б. 14-15.

  143. Оралтай Х. «Елім – айлап өткен өмір»: [Оспан батыр]// Қазақ тарихы.-2000.-№4.-Б. 56.

  144. Нусіпұлы Е. Далаймың дара қыраны: [Оспан батырдың туғанына 100 жыл]// Жас Алаш.- 1999.-№131.-2 179;араша.

  145. Тойшанұлы А. Оспан батыр Исмаұлы (1899-1951)// Жас Алаш.-2001.-.-№80.-5 шілде.

  146. Жаппасұлы Е. Мүйізді Өтеген: [Өтегұлұлы]// Қазақ әдебиеті.-1999.-№36-37.-17 қырқұйек.

  147. Рысдаулет М. Ұрпақтары есімін ұран еткен: [Өтеген батырдың 300 жылдағы]// Егемен Қазақстан.-1999.-№217-218.-1 қазан.

  148. Сейітқызы А. Өтеген батыр: [Өтеген Өтеғұлұлы]// Алдаспан.-2002.-№3-4.-Б. 4-5.

  149. Ысқақ Б. Өтеген батыр: Өлен/ Бақыткерей Ысқақ// Ұлан.-1999.-№41.-12 қазан.

  150. Ысқақбай М. Ер мұраты – ел қамы: [Өтеген батыр]// Егемен Қазақстан.-1999.-№211.-22 қыркуйек.

  151. Таңбай Н., Тайшабаев И. Ту көтерген: [Өтен батыр Ақтоғайұлы]// Қазақ батырлары.- 2001.- №3.

  152. Байтымбетова А. Батыр Райымбек – равный богам// Казахстанская правда.-1995.- 21 октября.

  153. Дауітұлы Райымбек-ата// Отан сәұшысы – Часовой Родины.-2000.-№30.-15 шілде.

  154. Акпейілов Ә. Сәмен батыр// Қазақ батырлары.-2001.-№6.

  155. Әбділдаұлы Б. Сәмен батыр// Егемен Қазақстан.-2001.-№139.-5 шілде.

  156. Әбділдаұлы Б. Сәмен батыр: [Сәмен Дөненұлы]// Қазақстан сәрбазы.-2001.-№59.-27 шілде.

  157. Дәуітұлы С. Сәурық батыр// Қазақ әдебиеті.-1998.-№50.-16 желтоқсан.

  158. Бірімқұлұлы Т. Серғазы батыр (1692-1750)// Қазақ батырлары.-2002.-№1.-қантар.

  159. Дәйрабай Т. Арық әқсақалы һам қайраткер: [Серікбай Бедебеков 1896-1898]// Қазақ батырлары.- 2001.- №9.

  160. Қожакеев Т. Ата аруғымен ойнамайық: [Сыпатай батыр туралы]// Қазақ батырлары.-2002.-№9.

  161. Кенжамеев Н. Сырым батыр// Алдаспан.- 2002.- №5-6.- С. 4-6.

  162. Қаұғабаев О. Тазабек батыр: [1860-1933]// Парасат.-1995.-№6.-Б.10.

  163. Ашанұлы К. Тайлақ батыр// Қазақ әдебиеті.-2002.-23 тамыз.

  164. Тентеков К. Тайлак батыр неге елеусіз қалды?// Қостанай таңы.-1994.-19 шілде.

  165. Каренов Р. Таймыс батыр(«Қаһар» романының кейіпкері Таймас Бектасұлы 1795 ж дүниеге келіпті)// Егемен Қазақстан.-2001.-№71.-6 сәуір.

  166. Панзабекұлы Қ. Тәнеке мен Марат (батыр)// Қазақ әдебиеті.-2002.-№6.

  167. Тобаяқов Б. Тәңыбай батыр (1670-1755)// Қазақ батырлары.-2000.-№10.

  168. Якубовский А. Әмір Темір// Жұлдыз.-2000.-№10.-Б. 143.

  169. Мұсабаев Х. Толыбай батыр// Қостанай таңы.-2002.-10 қыркуйек.

  170. Қәзиев Б. Тышқан батыр, Мұртаза хазірет// Қостанай.-2001.-№83.-9 окт.

  171. Қәзиев Б. Тышқан батыр мен Мұртаза хазірет// Қостанай таңы.-2001.-№76.-14 қырқүйек.

  172. Казиев Б. Ме должны быть благодарны потомкам: [Тышкан батыр 1837г.]// Костанайские новости.-2001.-№142.-26 сент.

  173. Жақыпов С. Ер Жәнібек// Қара қылды қақ жарған.- Алматы, 1995.-Б. 229.

  174. Жолымбетов Ө. Шақшақ Жәнібек және оның уәқыты// Жәнібек Тәрхан.-Алматы,1994.-Б.3.

  175. Жусіпұлы Ә. Шақшақ Жәнібек// Қостанай таңы.-2000.-№62.-25 шілде.

  176. Кенжеәлиев И. Сегіз сері деген кім? [Мұхамбет Кәнафия Бахрамұлы Шақшақов делінеді]// Жәлын.-1998.-№9-10№-256 бет.

  177. Сулеймен М. Жәнібек Тәрхан: [Шақшақ Жәнібек]// Инфо-Цес.-2001-№16.-20 сәуір.

  178. Шамшатұлы И. Әз – Жәнібек қай Жәнібек?// Қазақ әдебиеті.-2000.-№30.-28 шілде.

  179. Шукірұлы С. Шақшақ Жәнібек батыр: [Өфсана]// Жұлдыз.-1994.-№10-12.-Б.135-156.

  180. БартА. Овеянный славой в веках: (К 300-летию со дня рождения тархана Жаныбека Шакшакулы)// Костанайские новости.- 1998.- 29 сентября.

  181. Акыпбекұлы Ө. Шоқай батыр// Егемен Қазақстан.-2001.-№13.-20 қантар.

  182. Фефелова Л. Батыров помнят долго: [Шокай батыр]// Костанайские новости.- 2000.-24 июня.

  183. Сәдуақасұлы Ә. Шыңғожа батыр// Қазақ батырлары.-2000.-№12.

  184. Фольклорно-этнографический оркестр «ОТРАР-САЗЫ»/ Дирижер Н. Тлендиев// ГРПЛ.- М.: Мелодия, 1988.

Составитель: О. А. Алексеева
Редактор: К. М. Жуламанова


Версия для печати Версия для печати


react.gifКомментарии:


Комментарий №7 

Kalpak 07/10/2007 @ 06:52

Спасиво за кушти реверат я плачуcry это так трогательно спасиваsmile


Комментарий №6 

Janat 04/10/2007 @ 10:22

Здорово! Один из них дой дед.
Я горжусь что его имя в истории отражено.


Комментарий №5 

nare 26/04/2007 @ 21:00

мне не понравилось


Комментарий №4 

galina 16/01/2007 @ 12:05

Спасибо! коллеги!
Информации маловато, но помогла...


Комментарий №3 

galina 16/01/2007 @ 12:03

Спасибо! коллеги!
Информации маловато, но помогла...


Комментарий №2 

QAZAQ 10/02/2006 @ 15:36

Kalmychok otdyhay davay...


Комментарий №1 

kalmyk 29/11/2005 @ 11:25

Уссаться)) калмыцкий хан просит казаха жениться на калмычке, чтобы она родила храбреца. Он что, с коня упал?

Это у казахов была такая заморочка, считали за счастье от калмыка родить. Кот уж точно говорят, с больной головы на здоровую.


Орден Толкиенистов

Что за ...?
: Орден
: Кто такой?
: На наш взгляд
: Взгляд библиотекаря
: Выставка
: Клуб «Сильмарилл»
: Чего бы ещё почитать
Баловство
: Летопись
: Легенды и мифы
: Антивулкан
: Пародийный мюзикл
: Рыцарский турнир
: Ещё про него же


Галерея

Художество
: Вадим Быков
: Ольга Бойко
: Рисую свое...
Фотохудожество
: Любимая книга
: Пародийный мюзикл
: Рыцарский турнир


Мои настройки

 Количество пользователей 46 пользователей


Сейчас online:

никого нет

   up  Наверх  up  

© 2000—2009 Костанайская областная библиотека для детей и юношества имени Ибрая Алтынсарина. Адрес для писем:biblio­@al.ru


Site running with GuppY v4.0.4