Внимание! В связи с переездом на новое место сайт работает с ограничениями - нельзя оставлять записи в гостевой книге, форуме и комментарии.  -  admin
Библиотечная жизнь

О библиотеке
: Заочная экскурсия
: Наша история
: Вопрос библиографу
Государственные закупки
: способом запроса ценовых предложений
: результаты по закупкам
И. Алтынсарин
: Почему?
: Биография
: Школа - интернат
: Музей И. Алтынсарина
Наши разработки
: Растим читателя
: «Меня зовут Кожа»
: «Сказки для маленького Ельжана»
: Батыры
: О Наурызе
: Россия в гости к нам
: Туве М. Янссон
Писатели - детям
: Литература нашего края
: Акылбек Шаяхмет
: Алия Баянды
: Ахмет Байтурсынов
: Беимбет Майлин
: Ибрай Алтынсарин


Поиск



Дети от 5 до 7 лет

Я думаю, нам нужно начать с самого начала, с детства. Вырастет ли ребенок добрым, открытым, доверчивым человеком, способным сосуществовать рядом с другими или же холодным, агрессивным волком-одиночкой. Зависит от тех, кто учит его тому, что такое любовь… Ребенок, к которому относятся с любовью и который любит своих родителей, учиться от них относиться с любовью ко всему, что его окружает и сохраняет это отношение на всю жизнь. Основы характера всех формируются до 5 лет — это ужасно, но, правда.

Детство — это очень серьезно. Наука доказывает, что приучать ребенка к чтению нужно тогда, когда он еще не умеет читать. Для того чтобы научить читать, нужно желание и интерес. Любовь к чтению не возникает автоматически, нужно прививать литературный вкус к чтению.

Вот поэтому мы начинаем работать с самых маленьких, которые еще не ходят в библиотеку, но ходят их родители. Именно здесь, в самом начале жизненного пути и закладывается у ребенка положительный образ книги, сочетаемый с образом родного голоса и душевного общения. Особое внимание родителей библиотекари обращают на колыбельные песни, которые успокаивают, ласкают ребенка голосом матери и напевностью родной речи. Общаясь с дошкольниками мы должны возбудить у них интерес к книге, а именно к вхождению в чужой душевный мир, как в собственный.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место и приобщение к книге — одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольников. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора, а именно песенки, потешки, пословицы, загадки должны начинать с раннего возраста.

Известно, что дошкольное детство определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. Читательские интересы дошкольников 5–7 лет более разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях, детях, описания игровых и бытовых ситуаций. Главная ценность данного возраста — высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы говорим о возможности и необходимости формирования литературного вкуса с дошкольного возраста.

Наличие или отсутствие интереса к чтению — основной фактор отношения ребенка к книге и критерий ее оценки. Кризис детского чтения, о котором так много говорят в последнее время, состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий. Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, лишенную для ребенка всякой привлекательности, а значит и эффективности. Книгой пользуются. С книгой работают. Из книги черпают сведения. По ней учатся. Но не читают — если принять за чтение особого рода эмоционально-творческую жизнь, обогащающую личность.

Будет интерес, будет и чтение. Не будет интереса — не будет и чтения, какие бы усилия библиотекарь, учитель, родители не прикладывали к этому.

Мы, библиотекари, должны поражать детей новизной подхода к самому феномену, называемому «Чтением». Новизна, контраст и удовольствие — вот те методические киты, на которые опираются библиотекари в пробуждении интереса к чтению.

В чем же конкретно определяются эти методы?

  1. Выразительное чтение, способствующее созданию у ребенка, образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка;
  2. использование иллюстративного комментария;
  3. иллюстрирование старшими дошкольниками художественного произведения детской литературы;
  4. сказка;
  5. кукольная драматизация.

Конечно, особое внимание заслуживает стремление библиотекарей увлечь книгой малышей посредством кукол. С их помощью ярко и образно доносится содержание книги маленьким читателям.

Куклы иллюстрируют книгу, позволяют живо рассказать о ней, доходчиво донести творчество писателя. Все это дает возможность детям пропустить через себя поступки и действия литературных персонажей, что придает импульс к чтению. Дошкольники могут под руководством библиотекаря заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

Очень примечателен, например прием Ш. Амонашвили, который помог пробудить интерес к чтению у своего сына тем, что писал ему письма от имени Карлсона с просьбой почитать на ночь сказку, которую он, Карлсон обязательно услышит.

Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятия помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работу с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговорить слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Целесообразно выбрать небольшие по объему произведения с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста.

Иллюстрирование дошкольных художественных произведений детской литературы.

Библиотекарь может предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Так, слушая «Федорино горе» К. Чуковского, дошкольники с удовольствием рисую грязную посуду, убегающую от Федоры. Такая работа способствует развитию не только любви к чтению, литературного вкуса, но и творческих способностей, фантазии и воображения.

Известно, что у 5–6 летнего ребенка запас конкретных представлений небогат. Поэтому очень важно сочетать чтение со зрительным восприятием (рассматривание картин, рисунков).

Развитие восприятия рисунка в дошкольном возрасте происходит по трем направлениям:

  1. формируется отношение к рисунку как к отображению действительности;
  2. развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено;
  3. совершенствуется интерпретация рисунка, т.е. понимание его содержания.

Восприятие рисунка сопряжено с развитием способности к его интерпретации. Интерпретация изображенных на них ситуаций, событий зависят как от правильности восприятия, так и от характера изображенного сюжета — его сложности, известности ребенку, доступности пониманию.

Дети с выраженным интересом относятся к рисунку, пытаются осмыслить, что на них изображено. Это проявляется в рассуждениях по поводу нарисованного, и если сюжет рисунка близок ребенку, он может достаточно подробно о нем рассказать, если же недоступен — просто перечисляет отдельные фигуры, предметы. Интерпретация сюжетных изображений совершенствуется под влиянием рассказов по картинкам, которые дают взрослые, обучая детей рассматривать и объяснять рисунок.

На основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. Образное мышление — основной вид мышления дошкольников.

И чем младше ребенок, тем больше ему присуща наглядно-образная форма мышления, которая зачастую подменяет обдумывание и понимание прочитанного. Показательно в этом плане воспоминание В. Короленко. Еще в дошкольном возрасте учась читать, он просиживал целые дни над польской книгой. «Фомка из Сондомира». Старшие не раз с ласковым пренебрежением уверяли его, что он ничего не понимает. «А я удивлялся,- пишет Короленко — что же тут понимать? Я просто видел все, что описывал автор: и маленького пастуха в поле, и домик ксендза среди кустов сирени, и длинные коридоры в школьном здании, где Фомка из Сондомира торопливо несет вычищенные сапоги».

В дошкольном возрасте деятельностью становятся восприятие сказки. Дошкольный возраст — возраст сказки. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности, часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.д. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.

Но в каком же смысле восприятие сказки может быть деятельностью?

Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что эта развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. Это содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.

Живую душу художественного восприятия составляет сопереживание, мысленное содействие герою произведения. Сопереживание сходно с ролью, которую ребенок берет на себя в игре. Классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения.

В ней намечается трасса таких действий, которые должен осуществить ребенок и ребенок идет по этой трассе. Там, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать ее, как например, в некоторых сказках Андерсена, где есть лирические отступления. У маленьких детей понимание имеются тогда, когда они могут опираться на изображения, а не только на словесные описания. Поэтому детские книжки должны быть с картинками и картинки являются основной опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности, в которой они реально происходят. В старшем дошкольном возрасте возможно обобщенное описание событий.

Какое влияние сказка оказывает на развитие ребенка?

Выдающийся психоаналитик, детский психолог Б. Бетельхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Его книга объясняет, почему сказки оказывают такое большое и положительное влияние на развитие ребенка. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении. Он считал, что причина этих нарушений — потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас то в будущем. Чувство удовлетворенности тем, что ребенок делает, очень важно для него. Чтобы обрести это чувство, нужна помощь взрослого. Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, которым дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества.

Каким должно быть литературное произведение, способное помочь ребенку найти смысл в его жизни. Это такое произведение, которое должно завладеть внимание ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания, и эмоции. Словом, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка и должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем. Всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка. Почему именно она?

  1. Народная сказка — это сгусток человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отображены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем.
  2. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в тоже время загадочна. «В некотором царстве, в некотором государстве» и ребенок уже «покидает» реальный мир и уносится в мир фантазии. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
  3. Стиль сказки также понятен ребенку. Он еще не умеет мыслить логически и сказка не утруждает ребенка, каким — то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Она предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается и незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию.
  4. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем, т.к. это для него более привлекательно. Таким образом, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.
  5. Сказка очень близка ребенку, эмоционально по мироощущению, т.к. ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых. Всякая сказка — это рассказ об отношениях между людьми, и она вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни не может замечать.

Ребенок рождается с желанием познавать, и он с первого же дня должен учиться — учиться всему. И, единственное что должны делать мы взрослые — это не отказывать ему в знаниях.

Можно всегда с восхищением смотреть на читающего ребенка — глотает ли он страницу за страницей или водит пальчиком по этикетке на коробке конфет или по буквам разбирает уличную афишу не важно, что он читает — он нашел ключ к разгадке тайны.

Литература

  1. Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. — М.: Лайда, 1994. — 190 с.
  2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учебник. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 442 с.
  3. Ступени: Программа семейных чтений для детей 5–7 лет // Книжки нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2003. — № 4, 5, 6, 8, 9. — С. 3–10.
  4. Тихомирова, И. И. Мышление как основа вдумчивого чтения // Школьная библиотека. — 2004. — № 8. — С.46–51.

Васильчишена Наталья Евгеньевна

Назад в «Растим читателя»



Версия для печати Версия для печати


react.gifКомментарии:


Комментарий №2 

cveta 06/01/2007 @ 12:30

Индивидуальный подход к читателю в работе школьного библиотекаря.Из опыта работы.


Комментарий №1 

cbeta 06/01/2007 @ 12:22


Орден Толкиенистов

Что за ...?
: Орден
: Кто такой?
: На наш взгляд
: Взгляд библиотекаря
: Выставка
: Клуб «Сильмарилл»
: Чего бы ещё почитать
Баловство
: Летопись
: Легенды и мифы
: Антивулкан
: Пародийный мюзикл
: Рыцарский турнир
: Ещё про него же


Галерея

Художество
: Вадим Быков
: Ольга Бойко
: Рисую свое...
Фотохудожество
: Любимая книга
: Пародийный мюзикл
: Рыцарский турнир


Мои настройки

 Количество пользователей 51 пользователей


Сейчас online:

никого нет

   up  Наверх  up  

© 2000—2009 Костанайская областная библиотека для детей и юношества имени Ибрая Алтынсарина. Адрес для писем:biblio­@al.ru


Site running with GuppY v4.0.4