Внимание! В связи с переездом на новое место сайт работает с ограничениями - нельзя оставлять записи в гостевой книге, форуме и комментарии.  -  admin
Библиотечная жизнь

О библиотеке
: Заочная экскурсия
: Наша история
: Вопрос библиографу
Государственные закупки
: способом запроса ценовых предложений
: результаты по закупкам
И. Алтынсарин
: Почему?
: Биография
: Школа - интернат
: Музей И. Алтынсарина
Наши разработки
: Растим читателя
: «Меня зовут Кожа»
: «Сказки для маленького Ельжана»
: Батыры
: О Наурызе
: Россия в гости к нам
: Туве М. Янссон
Писатели - детям
: Литература нашего края
: Акылбек Шаяхмет
: Алия Баянды
: Ахмет Байтурсынов
: Беимбет Майлин
: Ибрай Алтынсарин


Поиск



Дети от 3 до 5 лет

Настоящими читателями становятся лишь те, кто полюбил Книгу в раннем возрасте. Мнение психологов таково, что привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать будет очень трудно. Так что, основная задача по воспитанию читателя в ребёнке ложится на плечи родителей.

Можно ещё до школы пробудить в ребёнке читателя, не обучив его ни единой букве. Мы же говорим о любви к книге, об удовольствии от чтения, о привычке постоянно быть с книгой и невозможности существовать без неё. И это «семейное» дело, которое начинается с раннего детства.

Можно потратить время и силы на освоение процесса чтения и не только не привить любви к книге, но добиться прямо противоположного эффекта. Это просто разные вещи. И нужно отдавать себе отчёт, что мало шансов вырастить читателя в семье, где взрослые предпочитают телевизор. С таким же успехом можно приучать дитя к здоровому питанию, в то время как старшие налегают на колбасу и пирожные.

К книге детей нужно приучать с самого раннего возраста. Не думайте, что это просто. Порой требуется огромное терпение, а его-то и не хватает. Дойти до смысла слова для ребёнка большая работа. Иногда ему просто не хочется её делать. Никогда не начинайте читать, если малыш этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к книге. Не хочет — оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. В каждой семье мать и отец, как бы они не были заняты, обязательно должны находить время для чтения.

Давайте рассмотрим ситуацию, которую вы, наверное, тоже не раз наблюдали: Малыш только недавно научился говорить, а у него уже есть несколько любимых стихов и сказок, которые он просит прочитать ему вновь и вновь. Его постоянные просьбы надоедают родителям.

- Да я тебе эту сказку вчера три раза читала, — досадует мама. — Видишь, я шью. Иди к бабушке, пусть она тебе почитает.

- Нечего его ко мне посылать, — выглядывает из кухни бабушка. — У меня обед на плите. Пусть отец ему почитает.

У отца тут же находятся какие-то неотложные дела, и он уходит. Обескураженный малыш стоит, прижав к себе книжку.

- Ну ладно, иди, я тебе почитаю, — сжалилась над ним бабушка.

Читает она торопливо, скучным голосом, от которого сразу тускнеют краски любимой сказки. То и дело бабушка прерывает чтение, чтобы помешать что-то на плите. Ожидаемого удовольствия малыш не получает. Вместо него — недоумение — почему мама, папа и бабушка не хотят ему почитать? Раз-другой, наткнувшись на досаду и раздражение родителей, ребёнок вообще перестаёт просить их почитать. И гаснет в душе его первая искорка любви к книгам.

А как бы вы поступили в подобной ситуации? Ребёнка жалко, но и обед нужно готовить? Но, с другой стороны, можно потерять духовную связь с ребёнком, которую и поддерживает совместное чтение детских книжек. Вам тяжело по двадцатому разу перечитывать «Машеньку и медведя»? Ребёнок, как правило, прекрасно запоминает тексты, так дайте ребёнку возможность погордиться собой и изобразить, что он сам эту книжку «читает», пусть рассказывает вам то, что запомнил (обычно дети ещё и водят пальчиком по строчкам).

За советом обратимся к специалистам: Людмила Лукзен в брошюре «Растим читателя», изданной ГРДБ им. С.Бегалина, советует:

Когда читать?

  • как только ребёнок родится,
  • выделять несколько минут, но каждый день,
  • выбирать время, когда ребёнок в хорошем настроении,
  • приучать ребёнка «ждать» время для чтения,
  • читать в любом месте (ожидая приёма у врача, в поездке и т.д.),
  • утешать ребёнка чтением, когда он капризничает.

Как читать?

  • выбирать удобное место,
  • читать наизусть стишки, которые вам самим запомнились с детства,
  • давать самому подержать в руках книжки,
  • читать эмоционально, получая самим удовольствие от чтения,
  • перечитывать любимые книги.

Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. А на ваше предложение почитать или рассказать что-нибудь новенькое отвечают отказом. Что делать? Да читайте то, что просит! Это не каприз. Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания её происходит медленнее, чем у взрослых, он получает от этого удовольствие. Конечно, проанализировать весь механизм освоения и усвоения ребёнком косвенного опыта, почёрпнутого из книжек, — задача чрезвычайно сложная, за неё ещё не брались, но какие-то элементы всё же поддаются отслеживанию.

Так, для мальчиков важна познавательная сторона текста, особенно если в нём задействованы машины, всякие механизмы. Это не значит, что они не сочувствуют персонажам, но заставлять перечитывать без конца одни и те же книги, как это делают девочки, они не будут. Им постоянно нужно новое. Девочки же, не отказываясь от нового, готовы снова и снова окунаться в дорогой их сердечку текст. Причём, в читаных-перечитаных книгах у них есть особо любимые места, которые они чётко указывают: «Нет, ты мне прочитай про Мальвину, как к ней Буратино попал, а про Шушару не надо!»

Значение взрослых ярко выражается в том, что малыш закрепляет за каждым из них определённые книги. «Аленький цветочек мне дедушка читает», а ты не читай! Ты же мне «Буратино» всегда читаешь! Нередко дети переносят значение новых для них слов на современную почву. Одна девочка, пересказывая содержание «Айболита» по картинкам, сказала: «А это, бабушка, операты на них напали!» (вероятно, под влиянием телепередач о милицейских операциях).

С какого возраста начинать читать?

Из предыдущего выступления вы, вероятно, уяснили, что читательская биография современного ребёнка начинается, как правило, с дошкольного возраста. Понятие «читатель» по отношению к дошкольникам в значительной степени условно. Многие из них ещё не овладели навыками чтения. Общение с книгой у этих детей происходит несколькими способами: ребёнок слушает чтение книг родителями, воспитателем, библиотекарем, самостоятельно знакомится с содержанием книги по иллюстрациям, либо взрослый читает вслух и одновременно показывает иллюстрации, слайды, диафильмы.

Этот начальный подготовительный период — важный этап в жизни ребёнка: интенсивно обогащается его чувственный опыт, развивается мышление, память, речь. В этом возрасте формируются познавательные интересы и способности, навыки и привычки, складывается нравственная направленность личности, её эмоциональная сфера. Наукой доказано, что в период до 3 лет психика ребёнка развивается очень интенсивно. Ребёнок способен перерабатывать огромное количество разнообразной информации. Не поэтому ли некоторые родители стремятся своих крошек научить читать самостоятельно как можно раньше?

Однако мозг формируется по определённым законам развития. Ведь не зря в настоящее время констатируется феномен спонтанного раннего развития. Всё больше детей к году-полутора начинают узнавать буквы и цифры, к 2-м годам — ориентироваться в геометрических фигурах, составлять их из нескольких частей; к концу раннего возраста — способны запомнить и пересказать небольшие отрывки из художественных произведений.

А нужно ли торопить время? Такое раннее формирование некоторых умений в большинстве случаев не приводит в дальнейшем к опережающему развитию личности в целом. Так, например умение может не вызвать должной мотивации: научившись в 2 года называть слоги и слова, ребёнок, как правило, не испытывает потребности к получению информации из книг, т.е. потребности читать, впитывать знания, умнеть. Наряду с этим, в последние годы увеличивается количество детей раннего возраста с полной или частичной задержкой общего развития (недоразвитие физических и психических качеств, эмоциональной сферы, речи и интеллекта, познавательной потребности).

Чтобы ребёнок формировался гармонично, важно последовательно формировать умения и навыки, так как на каждом возрастном этапе имеются сенситивные периоды, наиболее благоприятные для «закладки» тех или иных жизненных функций. В этом возрасте ребёнок должен много двигаться, накапливать сенсорный опыт. Никакие книги, символические изображения букв, цифр, даже очень ярко представленных не могут заменить малышу эмоционального общения с близкими взрослыми, игрушками, предметами, с которыми он активно действует, играет.

И не ругайте ребёнка за резвость — наблюдения показывают, что если ребёнок первые 5–7 лет своей жизни — шалун, непоседа, чересчур любознательный и неугомонный, то после 14 лет он будет знать, чего он хочет и кем должен стать, ибо прошёл большую школу жизни и накопил богатый опыт. Он «удобрил» почву и «посеял семена». И наоборот, тихони, очень послушные, немногословные, пассивные до 7 лет часто не находят себя в жизни. Они теряются и болезненно реагируют на всяческие перемены.

Каковы же психологические особенности детей в возрасте 3–5 лет?

Ведущая деятельность дошкольника — игра. Через игру он познаёт свойства вещей и явлений, человеческие взаимоотношения и характеры.

Из особенностей игры, как ведущей деятельности вытекает и своеобразие отношения ребёнка к книге. Как и в игре, ребёнок легко входит в предлагаемые обстоятельства, у него проявляются симпатии и антипатии по отношению к «хорошим» и «плохим» героям.

Отношение к книге трёхлетнего ребёнка проявляется в его внешних действиях: он буквально действует вместе с героем: «бежит» с Колобком по дорожке, «топает» по лесу вместе с охотником из «Красной Шапочки». Он как бы «содействует» с героем.

Ох уж этот трёхлетний возраст! Упрямое самоутверждение и бесконечные «почему». Учёные считают, что именно за эти годы жизни человек способен усвоить по объёму столько же информации, сколько потом за всё остальное, отпущенное ему судьбою время.

В четыре года у детей происходят физиологические изменения в коре головного мозга, совершенствуются психические процессы. К этому возрасту, дети в достаточно высокой степени овладевают речью и имеют определённый запас представлений о ближайшем окружении. Вследствие этого познавательное развитие переходит на другую ступень, качественно отличную от предыдущей: ребёнок получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Возможность воспринимать информацию на словесном уровне, без обязательного подкрепления её зрительным образом или практическим опытом, способствует расширению кругозора ребёнка, появлению новых форм общения с взрослыми. Однако, с одной стороны, детей привлекает «большой мир», с другой — они не торопятся быстрее в него «уходить». Причём, их удерживает появившаяся в этом возрасте потребность упорядочить поступающую информацию. Дети начинают понимать, что в мире всё взаимосвязано, все предметы, явления и события определённым образом влияют друг на друга. Как это происходит, ребёнку легче постичь на знакомом ему книжном содержании.

У детей пятого года жизни начинает появляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком и направленном интересе к отдельным объектам или явлениям, к которому необходимо относиться внимательно и бережно, поддерживая и развивая его.

Потенциальные стимулы произведения, рассчитанные автором на соответствующую реакцию читателя, в детском восприятии могут остаться незамеченными. Пример приводит А. Барто: как-то она прочитала своему 5-летнему племяннику «Мойдодыра» Чуковского. Слушал он внимательно, а по окончании заявил: «Не буду больше умываться». Изумлённая тётя спросила: «Почему?» «Потому, что хочу увидеть, как убежит одеяло и ускачет простыня!», — ответил мальчик.

Об этом парадоксе восприятия Барто рассказала Чуковскому — он был поражён, ведь рассчитывал на противоположную реакцию!

Если наблюдать реакцию детей, слушающих стихотворные и прозаические тексты, заметно, что одни напряжённо следят за фактурой произведений, захвачены именно ею, им важна событийная сторона книжки, другие нацелены на юмор и ждут смешного, а есть ребятишки, заранее настроенные на сопереживание героям и готовые включить в слушание всю гамму чувств.

Читаете ребёнку — делайте разговорные паузы — беседуйте о прочитанном, задавайте вопросы, рассматривайте картинки в книге.

Роль иллюстрации проявляется, например, в том, что ребёнок, рассматривая картинки, играет в положительных персонажей, изображённых в книжке, представляя себя или своих близких кем-то из них, и не хочет, что бы они или он сам становились отрицательными героями. Известно, что иногда 4–5 летние дети пытаются порвать или исчеркать страницы с изображением «плохих», «злых» героев.

Изучая детские рисунки по следам прочитанного, специалисты установили ряд парадоксов читательского воображения. Один из них состоит в том, что творчество ребёнка, сталкиваясь с авторским повествованием, спонтанно порождает неожиданные образы. Так, пятилетняя девочка к сказке «Колобок» нарисовала маленькую рыжую лису и большого, раз в пять больше лисы — колобка. На вопрос: «Почему колобок больше лисы?» ответила: «Чтобы лиса не смогла его съесть». Другой парадокс детского восприятия — дети в рисунках многое не дорисовывают, оставляя поле для домысливания. Так, по стихотворению Чуковского «Федорино горе» девочка трёх лет нарисовала домик. Ни самой Федоры, ни посуды на рисунке не оказалось. На вопрос «А где они?» девочка ответила: «Они в домике, их просто не видно».

Итак, интереснейшую работу с книгой — с содержанием текста, его смыслом, значением отдельных выражений и слов, можно начинать с трёхлетним «читателем».
Какую именно литературу читать?

Стихотворение — самый доступный для детей текст. Малыш, ещё не умеющий говорить, охотно кивает в такт ритмичным словам, которые произносит взрослый. А когда слышит одно и то же стихотворение несколько раз, то вместе со взрослым тянет гласные звуки или произносит доступные ему слоги.

Многие из нас, окончив школу, забывают когда-то любимые стихи, но, став папами и мамами, легко извлекают из глубин памяти бесхитростные слоги А. Барто: «Мишка косолапый…» И, укладывая сына спать, напевают ему гениально простое «Баю-баюшки-баю».

Поэзия души — это значит, что сама природа вдохнула в нас красоту стиха. Надо только помочь ребёнку услышать поэзию своей души. Чувство ритма, мелодичность, напевность — основные качества стихов для детей. Малыш растёт, и вот он уже способен понять стихи сложные, даже витиеватые. Конечно, при условии, если он привык к стихотворной речи. А она, эта речь, внутри каждого. Надо только напомнить об этом, показать, как ею пользоваться.

Заучивание стихотворений тренирует память ребёнка, расширяет кругозор, развивает речь, способствует более лёгкому усвоению знаний. Недаром многие детские поэты в стихотворной форме преподносят юным читателям азбуку, счёт, знания об окружающем мире. Ритмичность и слаженность стихотворных строк способствует их быстрому запоминанию, так как ребёнок может сопровождать текст движением (постукиванием ноги, покачивание ноги или руки, пластичные движения, изображающие то, о чём говорится в тексте). Порой мы не помним автора стихотворных строк, но сами они живы в нашей памяти, например:

Красный свет зажёгся — стой!
Путь закрыт перед тобой,
Желтый свет зажёгся — жди!
На зелёный свет — иди!

Стихотворные тексты легко запоминать и взрослым, и детям. Они помогают привлечь внимание, организовать, дисциплинировать ребёнка. Не надо постоянно напоминать: вытирайте ноги при входе в помещение. Подходите к коврику, произнесите первую строку:

Видишь коврик у порога?

И дети дружно продолжают:

Он постелен неспроста:
Вытирай почище ноги —
Будет в доме чистота!

И пойдут по коврику ритмично, с удовольствием вытирая ноги. Получается, что дети сами, без принуждения, вспоминают текст и машинально сопровождают его нужными движениями. А когда ребёнок действует не по принуждению, самостоятельно, то результат получается лучше.

Малыш заплакал. Вы вздыхаете: в который раз на дню — сто первый? Эх, доведёт — взорвусь! Отшлёпаю! Постойте, постойте, о чём это вы? А может просто прочитать мирилку?

Случится же такое!
Глазам своим не верю:
Бегут две горьких речки
И будят весь наш дом!
А впрочем, вот послушай…
Однажды в Горькой речке
Козлёнок искупался
И стал таким солёным!
И горьким стал таким
Что до сих пор козлёнка,
Который искупался
Однажды в Горькой речке,
Нельзя
Поцеловать…

(Н. Пикулёва)

Ребёнок собирается в детский сад.

В деревню Потеряево
Пошли гулять колготки.
Пошли — и потерялись там,
Ах, бедные сиротки!
Сидят они под кустиком,
Не плачут, а ревут!
Хозяюшку, хозяюшку,
Хозяюшку зовут!
И — вспомнила хозяюшка,
Где вечером была!
Сходила в Потеряево,
Колготочки нашла!

Кто же из детей не любит баловаться? Можно соединить баловство с серьёзным делом, например с умыванием. Зашли в туалетную комнату, с тоской смотрят на краны. Неохота… Давайте вспомним весёлые стихи Эммы Мошковской:

Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь, сразу оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся, шейка…
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, умывайся!
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

А попробуйте посчитать пальчики ребёнку вместе с девочкой из стихотворения Ануарбека Дуйсенбиева:

А мизинец —
Мой любимец!
Поведу его
в зверинец,
Эскимо ему
Куплю —
Очень
Маленьких
Люблю!

Выходим на прогулку. А если на улице дождик? Ну что ж, идём и храбро кричим дождику:

Лейся, лейся, дождик, дождик!
Я хочу расти, расти!
Я не сахар! Я не коржик!
Не боюсь я сырости!

(В. Левин)

А кто нам мешает, гуляя вместе с ребёнком, в такт шагам декламировать:

Левой, правой, левой, правой,
Блики солнца по кустам.
Мы идём к цветам и травам,
В гости к травам и цветам!
Впереди зелёный остров.
Позади остался дом.
Мы к весёлым птицам в гости,
К небу синему идём!
В мягких травах тонут ноги,
Золотого солнца свет.
Нет асфальтовой дороги,
Ни домов, ни улиц нет…
Мы гуляем на просторе,
Мы в зелёном тонем море.
— Хорошо! — кричим друг другу,
Синь и зелень так чисты!
А по лугу, а по лугу
Всюду яркие цветы.
Мы резвимся беззаботно,
Синева плывёт волной.
А пора, и неохотно,
Еле тянемся домой…

(В. Краснер)

Воспитание — это, прежде всего, отношения. Отношения между родителями и детьми, между педагогами и детьми. Хорошее воспитание возможно лишь в условиях хороших отношений, когда эти стороны чувствуют себя друг с другом хорошо. Часто можно слышать, что взрослые не способны понимать детей. А может быть, что-то нам мешает: забытые чувства из собственного детства, фальшивые воззрения, теории типа «Нельзя баловать детей!» Когда мы занимаемся воспитанием детей, нас волнует, научатся ли они жить в коллективе, общаться с людьми. Мы хотим, чтобы они были воспитаны, благородны и обаятельны. А главное — послушны!

Как тяжкий грех расцениваем право ребёнка на своё мнение. Возглас «Я большой!» звучит как мольба. А это — утверждение своего места в жизни. Восприятие, чувства, эмоции, интуиция — всё это наиболее сильно проявляется в раннем детстве. Взрослых почти не удивляет свет утреннего солнца, брызги водопада, шелест травы, аромат воздуха и цветов. Малышу не придётся быть упрямым, грубым и дерзким, если мама и папа стараются его понимать, сами стремятся стать лучше и чище, (а хорошие детские стихи помогут в этом), а главное — верить в то, что их ребёнок родился, чтобы сделать этот мир добрее и радостнее. Ведь ещё Лев Толстой писал: «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей, или кого бы то ни было. Если же поймёшь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос: как надо самому жить?»

А как знакомить ребёнка с фольклором?

Можно начать с рассуждений о его бесценности, однако, что за польза от таких высказываний? Поэтому, давайте просто вспомним, какие сказки появляются в нашей жизни, в жизни наших детей первыми? На ум приходят «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и «Теремок». Эти четыре сказки — неотъемлемая часть нашего детства. Если вам удастся эти сказки не просто читать, а исполнять, то вы сдадите первый экзамен на звание Арины Родионовны для своего чада.

Но начать можно и с чтения. Уж эти книжечки в нашей детской библиотечке есть наверняка. Почитаем вместе с малышом. О трагической судьбе золотого яичка, о коварной мыши, что якобы невзначай махнула хвостом. О деде, который непонятно для чего вырастил такой непосильный для выдёргивания сорт репки. О колобке, оставившем без крошечки хлеба стариков, зато накормившем собой всеядную лису. И о знаменитом безразмерном теремке, разрушенном и вновь возведённом.

Мало кто знает, что А. С. Пушкин не говорил до пяти лет. Кроме того, он родился смуглым, да ещё и не говорил, поэтому мать решила отправить его подальше от светского общества. И вот такому «трудному» мальчику несказанно повезло: его воспитателем стала Арина Родионовна. Её добрый нрав, красота и мудрость сказок помогли родиться гению поэта.

Сказки укрепляют иммунитет доброты, нравственного здоровья, развивают мышление. Сказки воспитывают в детях бесстрашие, потому что герой каждой сказки встречается со злом и побеждает его, потому что имеет доброе сердце, ему помогают звери, птицы, даже солнце, ветер и другие стихии. (Вспомните казахские, русские сказки) Вообще, существует такое мнение, что ребёнку, живущему в многонациональной стране, необходимо читать сказки разных национальностей. Так что не забывайте читать русскому ребёнку — казахские сказки и наоборот. Так детям будет легче воспринять национальные особенности другого народа, получить представление о каких-то бытовых вещах (сказки об Алдаре-Косе, Тазше, Ходже Насреддине). Более того, прочитайте литературные произведения писателей, созданные на основе сказок, например, того же Дуйсенбиева «Счастье Насреддина».

Хохочет Ходжа
На глазах у зевак.
— Вот счастье! — кричит.
— Потерялся ишак!
Почтенные люди ему говорят:
— Ишак потерялся,
Чему же ты рад?
— Ну, как же!
Ведь если б
Сидел я на нём,
Тогда бы мы с ним
Потерялись вдвоём…

Читайте сказки о животных — тут есть возможность сравнить, например, казахскую «Храбрый осёл» и русскую «Зимовье зверей» казахскую «Лиса и журавль», и русскую с таким же названием, но с совсем другим содержанием.

Детям 4–5 лет можно задавать несложные вопросы по содержанию сказок, попросить пересказать прочитанное, поиграть в героев сказки, нарисовать их, слепить из пластилина, вырезать из бумаги и раскрасить.

От сказок можно перейти к рассказам:

Рассказы и сказки казахских писателей (Алтынсарина), русских писателей: Толстого, Ушинского, Куприна, Горького, Мамина-Сибиряка и т.д. — они помогают усвоить нравственные нормы, формируют личность, учат ребёнка быть добрым, честным, уметь преодолевать трудности, защищать слабых, любить всё живое. Детям нравятся весёлые книги, поэтому включите сюда Носова, Зощенко.

Основам чтения и счёта помогут научить различные азбуки в стихах и занимательные книжки по математике. И, конечно же, родителям не обойтись в данном случае одной домашней библиотекой.

Работа с дошкольниками в библиотеке должна быть сориентирована на общее развитие ребёнка, создание условий для развития его познавательных, художественных способностей. Библиотека располагает большими возможностями для формирования ребёнка и его устойчивого интереса к чтению. Здесь предполагается более широкий выбор книг по сравнению с домашней библиотекой. Чтение в семье, в детском саду сориентировано, в основном, на традиционные темы и жанры. Сравнение различных изданий «детской классики», ознакомление с иллюстрациями разных художников в библиотеке благоприятны для восприятия читателя. Общение маленьких читателей между собой создаёт особую читательскую среду для их литературного развития. Понятно, что в культуру чтения входит и воспитание уважения к авторам книг. А уж перед библиотекарем, который имеет дело с завтрашними школьниками — вообще самые широкие горизонты введения детишек в культуру чтения, в главную её часть — вдумчивое отношение к тексту.

Как отмечалось ранее, дети лучше воспринимают всё через игру. Существует много литературных игр, применяемых в библиотеке. Например, литературный турнир на знание сказок «Колобок», «Репка». Можно состязаться в знании стихов. Память и внимание помогают развивать игры-загадки «Из каких мы сказок?», предметные викторины «Чьи это вещи?», в ходе которых участникам показывают изображения сказочных героев или «потерянные сказочные вещи». С детьми можно инсценировать сказки. Игры-драматизации могут стать ступенькой к созданию кукольного театра-сказки в библиотеке. Интерес у юных читателей вызывают игры-путешествия. В форме игры-путешествия часто организуются первые экскурсии детей в библиотеку. Неплохо проводить для малышей громкие чтения.

К сожалению, в обширной литературе о воспитании детей дошкольного возраста, практически не встречается материал об использовании книги, хотя проблемам развития речи ребёнка посвящаются многие страницы. Между тем, трудно переоценить работу со словом в тексте, увлекательную и чрезвычайно полезную. Ведь это — работа по формированию тезауруса человека, о чём мы так много говорим сегодня, заботясь об информатизации общества. Эта работа учит ребёнка логически мыслить и формулировать свои мысли, рождая у него радостное удивление чему-то новому. Чтение вслух развивает у детей фантазию, воображение, целостное переживание, сострадание, память — качества, так необходимые в жизни. А самое главное, у детей формируется образ для подражания. Нам легче объяснить детям, которые пережили вместе с гадким утёнком одиночество, холод и голод, как нужно относиться к птицам; как пережить непонимание, насмешки во дворе, как научиться прощать…Бесспорно, разговор о слове в книге не только расширяет познавательный горизонт малыша, но и раскрывает перед ним красоту, выразительные возможности и тайны родного языка.

Чем раньше мы заинтересуем ребёнка жизнью слова, тем больше будет веры в надёжность рук, несущих дальше эстафету культуры и нравственности. Дети приходят к нам из будущего. С самого своего рождения они уже всё знают, ибо в их душах сконцентрирован прошлый опыт. Родителям и воспитателям следует признать, что дети — это те же взрослые, но только лучше.

Именно поэтому мы — родители, воспитатели, педагоги, библиотекари — посвящаем свою жизнь детям. Общение с ними делает нас моложе, чище и энергичнее. Если мы по-настоящему любим и знаем свою профессию, то каждую встречу с детьми можно сравнить с живой родниковой водой. Источник этот питает наше вдохновение, которое мы черпаем отовсюду: и из специальной литературы, и от коллег по работе. Вдохновению помогает любая встреча с прекрасным. А ещё — наше собственное детство и мудрость людей, заключённая в книге.

Литература:

  1. Ашикова, С. Воспитание вдохновением, или Мы тоже были детьми // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 2. — С. 14–15.
  2. Всё начинается с раннего детства // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 8. — С. 14–15.
  3. Дёмина, Д. Колобок и все-все-все // Книголюб.-2005. — № 2. — С. 26–27.
  4. Павлова, Л. Третий год жизни: особенности возраста // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 2. — С. 113.
  5. Пикулёва, Н. Уговорушки // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 5. — С. 109–111.
  6. Тихомирова, И. И. Методический словарь — справочник для библиотекарей «Психология детского чтения от А до Я» // Школьная библиотека. — 2004. — № 2. — С.20–24.

Астафьева Е. А.

Назад в «Растим читателя»



Версия для печати Версия для печати


react.gifКомментарии:


Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!


Орден Толкиенистов

Что за ...?
: Орден
: Кто такой?
: На наш взгляд
: Взгляд библиотекаря
: Выставка
: Клуб «Сильмарилл»
: Чего бы ещё почитать
Баловство
: Летопись
: Легенды и мифы
: Антивулкан
: Пародийный мюзикл
: Рыцарский турнир
: Ещё про него же


Галерея

Художество
: Вадим Быков
: Ольга Бойко
: Рисую свое...
Фотохудожество
: Любимая книга
: Пародийный мюзикл
: Рыцарский турнир


Мои настройки

 Количество пользователей 47 пользователей


Сейчас online:

никого нет

   up  Наверх  up  
Печать брошюр в Москве. Антибиотики для животных.

© 2000—2009 Костанайская областная библиотека для детей и юношества имени Ибрая Алтынсарина. Адрес для писем:biblio­@al.ru


Site running with GuppY v4.0.4