Внимание! В связи с переездом на новое место сайт работает с ограничениями - нельзя оставлять записи в гостевой книге, форуме и комментарии.  -  admin
Библиотечная жизнь

О библиотеке
: Заочная экскурсия
: Наша история
: Вопрос библиографу
Государственные закупки
: способом запроса ценовых предложений
: результаты по закупкам
И. Алтынсарин
: Почему?
: Биография
: Школа - интернат
: Музей И. Алтынсарина
Наши разработки
: Растим читателя
: «Меня зовут Кожа»
: «Сказки для маленького Ельжана»
: Батыры
: О Наурызе
: Россия в гости к нам
: Туве М. Янссон
Писатели - детям
: Литература нашего края
: Акылбек Шаяхмет
: Алия Баянды
: Ахмет Байтурсынов
: Беимбет Майлин
: Ибрай Алтынсарин


Поиск



Дети от 0 до 3 лет

Детская литература играет огромную роль в становлении дошкольника как личности. И на каждом возрастном этапе имеет своё особое значение. Народные песенки, потешки погружают малыша в уютный светлый мир, и способны оказать поистине врачующее воздействие на его душу. Ребенка постарше книга вводит в мир человеческих отношений — в мир с поражениями, удачами и победами его героев.

Всё начинается с детства, и дошкольному детству сейчас уделяется огромное внимание. В периодической печати последних лет можно встретить множество статей уделяющих внимание раннему развитию ребёнка. И что особенно заинтересовало меня это рассмотрение проблемы привлечения ребёнка к чтению на самых ранних этапах.


Читая их, анализируя, размышляя над ними, я хочу отметить, что каждый малыш, приходящий в мир потенциальный наш читатель. Но станет он им или нет? Наверное, это в какой-то мере зависит и от нас — библиотекарей.


Традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня большинство детей, идущие в школу, уже умеют читать. Обучением читать занимаются многие (родители, воспитатели в детских садах). Но я думаю, каждый из вас может сказать, что формировать, воспитывать, в конечном итоге вырастить читателя вовсе не то же самое, что научить ребёнка читать. Ведь как чаще получается, в стремлении научить ребёнка читать, мы взрослые не обращаем внимания на то, что он настолько устаёт от постоянных упражнений в технике чтения, что начинает ненавидеть и «маму, моющую раму», и «Репку», и все книги, которые ему предстоит ещё прочесть. Детей учат читать, но не учат уважать и понимать, любить книгу, осознавать её роль в жизни человека, не учитывается индивидуальность ребёнка.


Если мы библиотекари научим родителей бережно и внимательно работать с ребенком в плане приобщения его к книге, он сам захочет научиться читать, и процесс обучения будет для него удовольствием.

Основы формирования грамотного читателя закладываются в период от 0 до 7. Ребёнок должен придти в школу читателем. И обратите внимание: не обязательно читающим, но обязательно читателем, то есть человеком, связавшим свою жизнь с книгой и на детском уровне понимающим её смысл и значение. (3. Гриценко, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного воспитания).

Не секрет, что формирование, воспитание читателя начинается в семье. Взрослые (родители) являются для детей примером во всём, они же и должны стать для ребёнка источником знаний о книге. Можно привести ряд примеров:


«Я выросла рядом с читающей матерью. Она преподавала в школе, вела хозяйство, смотрела по телевизору передачи о путешествиях и животных. Но лучше всего я помню ее за чтением. Всегда в одном и том же кресле, под той же лампой, с толстой библиотечной книгой на коленях. День за днем. Она не учила меня читать. Она просто брала меня с собой, когда ходила в библиотеку, она позволяла мне смотреть и листать свои книги, если я хотела. И с самых ранних лет я тоже хотела читать».


"… Мы с мужем оба страстные читатели, проводящие долгие вечера в молчании в креслах или на диване, каждый из нас погружен в свои странствия. Наши комнаты полны книг. Наша дочь, которой сейчас 12, выросла среди них. Значительная часть разговоров в семье тоже о книгах. Наши прогулки часто проходят мимо книжных лотков, а иногда приводят в библиотеку. Анна видит нас за чтением — день за днем и вечер за вечером — с тех пор как она себя помнит. Она любит книжки — такие разные и красивые, скрывающие в себе множество историй. Ей знаком этот соблазнительный побег от действительности в мир фантазии.


Но она долго не могла читать. Это огорчало меня, ибо я отношусь к чтению с какой — то неразумной страстью, которую только другой запойный читатель может понять. Я хотела, чтобы дочь находила такое же утешение в книгах. Поэтому мы читали ей вслух каждый вечер — с младенчества… "

Вывод, который можно сделать: любовь к книге — один из величайших даров, какой родители могут дать ребенку.

И мы можем сказать: процесс формирования грамотного читателя начинается в семье — первоначально как процесс формирования грамотного слушателя.

Наша задача (задача библиотеки) состоит в том, чтобы помочь взрослым найти нужную информацию о проблемах взаимоотношения с детьми, помочь в формировании круга чтения, в том числе его читательских интересов в будущем.


Дошкольное детство — ребёнок начинается как читатель, … должен проходить процесс формирования устойчивого интереса к книге.

Перед тем как мы начнём разговор о самых юных читателях, хотелось бы отметить, что проблема привлечения ребёнка к чтению на самых ранних этапах его жизни актуальна не только для нас, она актуальна для всего мира. Так, в России созданы программы по воспитанию трёх — и четырёхлетних читателей (программа «Ступени» от 0 до 7 лет). Во Франции эта работа начинается уже с двух летнего возраста. В публичных библиотеках Великобритании уже давно развиваются услуги для самых маленьких — особое значение придаётся работе с детьми в возрасте от 0 до 6-ти лет.

Итак, дети возрастная группа от 0 до 3 лет.


Воспитание ребёнка от рождения до трёх лет многие считают чем-то не серьёзным, неким периодом «домашнего воспитания». Мало кто из родителей знает, что именно в раннем детстве закладываются основы отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру. Будет ли он доверять миру, испытывать уверенность в себе, во многом определяется опытом взаимодействия с матерью и отцом, начиная с первых дней жизни. Этот самый ранний период жизни человека, чрезвычайно важный во всех отношениях, существенен и для формирования будущего читателя. Родители должны знать, что потребность в книге как в каждодневном источнике, развивающем ум, чувства и волю, закладывается на всю жизнь как раз в её первые годы.

Книги для младенцев? Многие родители будут удивлены, не рано ли! Нет не рано.


Сегодня педагоги и психологи считают, что развивать способности и основные черты характера ребёнка следует именно в возрасте до двух лет. Они же утверждают — первое знакомство ребёнка с книгой должно состояться как можно раньше. И именно в семье. В раннем приобщении ребёнка к книге важно, чтобы семья и библиотека были единомышленниками и партнёрами. Именно это ключ к успеху.

Известно, что у матерей, которые регулярно разговаривают с младенцем до и после рождения, дети интенсивнее развиваются, раньше и лучше говорят, имеют большой запас слов. Чтение стихов и пение песенок полезно и младенцу, который ещё не родился и новорожденному. Казалось бы, он ещё не чего не понимает. Но звук человеческого голоса, слова интонации речи, ритм стиха и песни стимулируют мозг младенца, даже если он не понимает смысла. И это не маловажно.


Перефразируем всем известное выражение «Яблоко от яблоньки…» — «может далеко укатиться». Почему? С чем это связано? (немного из науки)

Мозг будущего ребёнка растёт со скоростью, поражающей воображение: 350,000 новых клеток в минуту — это примерно 6,000 в секунду. К 6-месяцам внутриутробного развития рост мозга заканчивается, он имеет уже все нейроны, которые ему будут, когда-либо нужны.

С этого момента начинается процесс формирования дендритов (отростков) — это своеобразные «щупальца» связывающие нейроны, с их помощью клетки мозга общаются между собой, что и составляет основу мышления.

Начинается процесс формирования дендритов за три месяца до рождения малыша и идёт интенсивно три года после рождения, после чего резко замедляется. Поэтому в руках родителей возможность ещё до рождения ребёнка:


  • создать основу для общения, взаимопонимания и дружбы;
  • заложить фундамент для его будущих успехов.

Что главное для ребёнка только пришедшего в этот мир? Любовь, состояние радости и доверия к миру, к окружающим людям — вот что питает зарождающуюся душу.


Где бы ни появился маленький человечек — в деревенской избе, скромной квартире или роскошном особняке, засыпая, он слышит: «Баю, баюшки, баю…» Колыбельные — неизменные спутники первых лет жизни ребёнка. Они очень разные, но непременно нежные. Цель у них одна — успокоить, укачать ребенка. Специалисты считают, что колыбельные песни — основное средство воспитания новорожденного, они являются исходной формой приобщения ребёнка к миру окружающих его людей. В этом возрасте он ещё не в состоянии понять содержание песни, её смысловое значение, главным становится ритм, размеренный такт, спокойная мелодия. Колыбельная — универсальное средство всестороннего развития малыша и её значение нельзя переоценить, (мой буклет) Культура материнства складывалась в течение многих веков, и до нас дошло то, что отобрано и проверенно жизнью. Частью этой культуры является культура пестования (от «пестовать» — нянчить), куда кроме колыбельных песен входят пестушки, потешки детские песенки. Они дают ребёнку представления, способствуют его раннему развитию, оказывают эстетическое воздействие, координируют движения малыша. Их художественный мир определяется любовью к ребёнку:


Наша доченька в дому, что оладышек в меду,
Сладко яблочко в саду:
Матке — радость,
Бабке — сладость,
Батьку аленький цветок,
(колыбельная песня)

Психологи полагают, что развитие ребёнка вообще, и культурное развитие в частности, происходит через участие в ситуации. Пестушки и потешки — именно те жанры детского фольклора, которые включают ребёнка в ситуацию, способствуют межличностному общению, активизирует детский интерес к окружающему миру, ненавязчиво передают те нравственные наставления, которыми руководствовались люди в течение многих веков:

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся!

Так с первых дней жизни начинается приобщение малыша к художественному слову. И первые опыты особенно важны. Это начало формирования ребенка — слушателя.


Первый год жизни
Что читать ребёнку на первом году жизни?

Читать ребенку можно все то, что родители (мать) знает наизусть, независимо от объема и содержания. В данной ситуации важны: звук родного голоса, материнская речь, поэтическая интонация. Все это способствует развитию речи ребенка и его общему развитию. Чтение наизусть имеет свои преимущества — ребёнок может одновременно видеть выражение лица матери, его меняющуюся мимику и слушать.

Стихов нужно читать ребенку как можно больше: читать, когда ребенок находится в спокойном состоянии, читать, сопровождая его движения, игры, вызывая на «разговор». Стихи обладают ритмом, а ритм, по мнению исследователей, облегчает человеческую жизнь и делает ее упорядоченной.


Стихи не должны быть большими, 2–4 строчки, легко рифмующиеся между собой, выражающие законченную мысль. Примером таких стихов будут «Игрушки» А. Барто, «Детки в клетке» С. Маршака и подобные им. Эти стихи малыш легче запоминает, и сначала за мамой, научившись говорить, он произносит слово, стоящее в конце строки, а потом сам прочитает наизусть все стихотворение.


Ситуативная, игровая поэзия сопровождает ребёнка на первом — втором году жизни («ладушки», «сорока-белобока», «коза рогатая» и др.). Эти произведения побуждают ребёнка к движению, манипуляции руками, эмоциональному переживанию происходящего. … Познание мира ребёнком происходит в процессе игры, забавы (потешки, уговорушки… пальчиковые игры), на смену игровой поэзии приходят сказки, и сюжет, и содержание которых требует от малыша умственного напряжения, серьёзного вне-игрового восприятия текста.


Уже на первом году жизни ребёнка можно знакомить со сказкой. В глубокой древности были сложены сказки, учитывающие психологию детей раннего возраста. Почаще рассказывайте малышу — «Репка», «Колобок», «Теремок». Без этих сказок не вырастал не один ребёнок в нормальной семье. Рассказывая сказки ребёнку особое внимание необходимо обращать на интонацию, мимику, жесты.


Время, когда ребёнку можно будет показать или дать в руки его первую книжку, конечно же, определят сами родители. Можно посоветовать им предложить книгу малышу уже с 7 — 8 месяцев, (конечно первое время он может и рвать, и мять…) Ею должна стать книжка-игрушка. Не торопясь, показывая картинки в ней надо разговаривать с малышом, делать необходимые пояснения типа: «Это кошечка, это птичка, это зайчик, а вот домик, девочка…» и т.п. Не нужно боятся, и даже нужно, употреблять здесь слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: кошечка, собачка, уточка. Маленькому ребёнку комфортно в мире подобных ему таких же маленьких и симпатичных персонажей. Не нужно забывать: объем памяти малыша невелик, долго сосредоточиться на чем-либо он не может, (бывает достаточно 2–3 картинок, всё зависит от самого ребёнка — от его желания, развития, возраста) Через некоторое время ребенок начнет узнавать эти картинки и реагировать на них, проявляя живейший интерес.


Второй год жизни

И поэзия пестования, и первые сказки воспринимались годовалым малышом как звучание родного в первую очередь маминого голоса, успокаивающее кроху, как игра. Но в течение второго года жизни ребёнок начинает вслушиваться в содержание, интересуется им.

И уже к полутора годам он не только слушает — «Лиса попросилась у зайчика переночевать, да зайчика-то и выгнала» («Лиса, заяц и петух»), но ещё и производит мыслительную операцию, постепенно, от одного действия к другому, убеждаясь не только в том, что «лиса плохая», но и почему она такова: «Выгнала зайчика из домика; он плачет».


Уже на втором — третьем году жизни круг чтения ребёнка не должен состоять из одних сказок. Произведения должны быть разнообразных литературных жанров: сказки народные и авторские, короткие реалистические рассказы, стихотворные произведения как фольклорные, так и авторские и т. д. 

Третий год жизни

Ребенок развивается, накапливает опыт, источником которого в первую очередь являются близкие малышу люди. Теперь уже недостаточно только читать ребенку. Он должен видеть сосредоточенно читающих взрослых. Для него сейчас не важно, что интересует вас (маму, папу, близких ему людей) — серьезная или развлекательная литература, советы по ужению рыбы или кулинарные рецепты. Книга в руках взрослого сейчас важна для ребенка как пример, как некий образ жизни, которому стоит следовать.


Начиная с третьего года, содержание жизни ребёнка определяется не только взрослым человеком, но и им самим. У него появляются любимые книги. Его привязанность к книге пока что зависит не столько от содержания, сколько от оформления обложки, красочности иллюстраций, яркости образов, частоты обращения именно к этой книге. Такую привязанность нужно поощрять, нужно похвалить ребенка за то, что у него есть своя книга, но одновременно показывать ему другие книги, рассказывать о том, чем интересны они. Для полноценного развития ребенка ему важно показать разнообразие мира, окружающего его, вызвать интерес и потребность к получению широкого круга и книжных, и жизненных знаний.


Дети данного возраста отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом — книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им.


В этом возрасте малыш способен разобраться в содержании доступного ему художественного текста, поэтому можно постепенно приучать его анализировать текст, извлекать из него смысл, идею. Беседуя о тексте, наряду с вопросами «кто?», «как?», «где?», необходимо задавать и такие: «почему?», «зачем?». Это поможет малышу не только разобраться в сути произведения. Вопрос «почему?» и ответ на это внутренняя потребность ребенка, который к концу третьего года жизни превратится в «почемучку» и заставит вас искать ответы на его многочисленные и каверзные вопросы. Почему собака лает? Что во сне приснится? Почему сосулька тает и дрожат ресницы?.. (Т. Бокова «Всезнайка»)

Анализировать текст надо ненавязчиво, делать это как бы между прочим, лучше оставить что-то не проясненным, чем утомить малыша длительным поиском истины.


Ученые считают: за первые три года ребенок усваивает колоссальный объем информации. За всю последующую жизнь он не приобретает столько, сколько за этот период. Вот что пишет о себе, правда, в ином, пятилетнем возрасте, Лев Толстой: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг». Интересная и полезная книга может и должна помочь ребенку в накоплении знаний и представлений о мире.

В первые годы жизни малыша наша задача (как библиотекаря) состоит в том, чтобы донести до родителей всё богатство детской литературы. Показать (я даже сказала бы растолковать) всю значимость приобщения ребёнка к литературе, к книге.


XXI век — это время, где особую ценность будут иметь не земля, не орудия и средства производства, не капитал, а информация и умение пользоваться ею. Достоверную, надежную, доказательную информацию можно получить только из текста. Любой текст надо уметь читать и анализировать. Научившись читать художественный текст, научившись извлекать из него смысл, видеть форму, приобретя устойчивый интерес к процессу чтения и размышления над произведением, человек в будущем сможет работать с любым видом текста.

Мы с вами люди образованные, любим и понимаем литературу, знаем принципы формирования круга детского чтения, должны:

  • создать систему по приобщению ребенка к книге,
  • уметь давать квалифицированные консультации родителям,
  • быть собеседником ребенку,
  • стать посредником между писателем и его маленьким читателем,

  • быть тем человеком, который сумеет для каждого ребенка создать свой мир общения с книгой.

Для этого и самим постоянно нужно работать над собой. Образование не заканчивается в школе, вузе, там учат, как получать знания — «Самообразование — ключ к интересной личности».

Литература

  1. Волосова, В. Всё начинается с раннего детства // Дошкольное воспитание.-2002, — № 8.-С. 14–16.
  2. Гриценко, З. Положи свое сердце у чтения // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 4. — С. 41–48. // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 5. — С.65–73.
  3. Гриценко, З. Ребенок и книга // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3. — С. 49–52.

  4. Демина, Д. Я привез цветные книжки, Пусть читают ребятишки! // Книголюб. — 2005. — № 1. — С. 26–27.
  5. Добрынина, Н. Наши первые книжки // Дошкольное воспитание.-2002.-№ 7.-С. 74–77.
  6. Коршунова, Н. Разбудить в себе гения // Семья и школа. — 2004. — № 3. — С. 18–20.
  7. Лямина, Г. Закономерности развития и воспитания детей первого года жизни // Дошкольное воспитание.-2003.-№ 1.-С. 64–71.
  8. Макарова, Н. Родителям на память // Библиотечное дело. — 2004. — №4. — С. 16.
  9. Мещерякова, С. Становление общения ребёнка с взрослым на первом году жизни // Дошкольное воспитание.-2003.-№ 9.-С. 90–95.

  10. Путляева, Л. Кто такой «просвещённый родитель» // Дошкольное воспитание.-2004, — № 12. С. 31–33.
  11. Путь к материнству начинается с младенчества // Дошкольное воспитание.-2002.-№ 11.-С. 81–88.
  12. Фрухт, Э. От одного до трёх месяцев // Дошкольное воспитание.-2003.-№ 7.-С. 111–115.
  13. Фрухт, Э. Ребёнок от трёх до шести месяцев // Дошкольное воспитание.-2003.-№ 10.-С. 103–108.
  14. Чичерина, Н. Преднатальная педагогика // Дошкольное воспитание.-2003.-№ 2.-С. 72–79.
  15. Чтение в семье // Книголюб. — 2004. — № 9. — С. 43.
  16. Штейн, А. Первые шаги маленького читателя // Книголюб. — 2005. — № 3. — С. 25.

Пьянзина Ирина Борисовна


Назад в «Растим читателя»



Версия для печати Версия для печати


react.gifКомментарии:


Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!


Орден Толкиенистов

Что за ...?
: Орден
: Кто такой?
: На наш взгляд
: Взгляд библиотекаря
: Выставка
: Клуб «Сильмарилл»
: Чего бы ещё почитать
Баловство
: Летопись
: Легенды и мифы
: Антивулкан
: Пародийный мюзикл
: Рыцарский турнир
: Ещё про него же


Галерея

Художество
: Вадим Быков
: Ольга Бойко
: Рисую свое...
Фотохудожество
: Любимая книга
: Пародийный мюзикл
: Рыцарский турнир


Мои настройки

 Количество пользователей 47 пользователей


Сейчас online:

никого нет

   up  Наверх  up  
Самый лучший кроссовер в 2015 году - хонда срв.

© 2000—2009 Костанайская областная библиотека для детей и юношества имени Ибрая Алтынсарина. Адрес для писем:biblio­@al.ru


Site running with GuppY v4.0.4