Внимание! В связи с переездом на новое место сайт работает с ограничениями - нельзя оставлять записи в гостевой книге, форуме и комментарии.  -  admin
Библиотечная жизнь

О библиотеке
: Заочная экскурсия
: Наша история
: Вопрос библиографу
Государственные закупки
: способом запроса ценовых предложений
: результаты по закупкам
И. Алтынсарин
: Почему?
: Биография
: Школа - интернат
: Музей И. Алтынсарина
Наши разработки
: Растим читателя
: «Меня зовут Кожа»
: «Сказки для маленького Ельжана»
: Батыры
: О Наурызе
: Россия в гости к нам
: Туве М. Янссон
Писатели - детям
: Литература нашего края
: Акылбек Шаяхмет
: Алия Баянды
: Ахмет Байтурсынов
: Беимбет Майлин
: Ибрай Алтынсарин


Поиск



Школа - интернат

История школы - интерната имени Ибрая Алтынсарина

Школы - главные пружины образования казахов,
…в них же будущность казахского народа.
И. Алтынсарин

В самом центре города Костаная находится одна из старейших школ Казахстана, рожденная в степи ценой огромных усилий удивительного человека, патриота своей земли - Ибрая Алтынсарина.


В свое время школа сыграла значительную роль в развитии народного образования в республике и области.А начиналось всё так…


После присоединения Казахстана к России возникла потребность в квалифицированных чиновниках-казахах для управленческого аппарата казахских степей. Поэтому для детей казахской знати стали открываться школы. Один из первых проектов русско-казахской школы был представлен известным педагогом – востоковедом Григорьевым В.В. и осуществлен в г. Троицке открытием первой школы в 1861 году. Таким образом, был сделан первый шаг по созданию в Казахстане русско-казахской начальной школы. Всего было открыто 4 школы, но проект Григорьева просуществовал недолго. Не получив материальной поддержки от администрации и не имея учительского персонала, школы терпели бедное существование и, наконец, закрывались. Такая же участь ожидала и Троицкую русско-казахскую школу. Дальнейшая судьба школы была решена Ибраем Алтынсариным. Будучи уже инспектором народных школ Тургайской области И. Алтынсарин в первую очередь разрабатывает новую систему образования для казахских детей и решает вопрос о переводе Троицкой школы в г. Кустанай. В 1879 году, когда стоял вопрос об образовании областного центра г. Кустаная, одновременно было решен вопрос о постройке каменного здания под школу. Строительство школы было начато в 1882 году, а в 1884 г. Троицкая русско-казахская школа была переведена в Кустанай и стала называться «Кустанайское двухклассное русско-казахское училище».


Кустанайское двухклассное русско-казахское училище


Таким образом, И. Алтынсарин дал второе рождение этой школе, вложив в неё всё лучшее и прогрессивное, и отдав все свои силы и знания. В 1896г. «Тургайская газета» писала: «Вместе с переходом Троицко-Кустанайской школы в новое, теплое, просторное и светлое помещение, в ней замечается и новая лучшая постановка учебно-воспитательного дела, хотя последнее объясняется тем, что школа эта находится под постоянным присмотром и руководством со стороны инспектора школ, имеющего свое пребывание в Кустанае».


Слава об училище широкой волной пошла по необъятной степи.


В первый год здесь обучалось 35 детей, через год уже 55, потому как с 1885 года в состав учеников школы кроме казахских мальчиков стали входить и дети русских поселенцев Кустаная. На содержание училища ежегодно отпускалось 3581 руб. 40 коп. из государственного казначейства, и 850 руб. из общественных сумм. Здание школы было построено из добротного красного жженого кирпича. Состояло из трех классных комнат, двух спален, столовой, «людской», больничной комнаты, мастерской. При школе имелись две квартиры для учителей, баня, каретник, погреб, сад. В закладке сада принимал участие сам И. Алтынсарин. Долгое время сад из акаций, сирени и молоденьких сосен был самым лучшим садом в Кустанае!


Впервые при школе И. Алтынсарин открыл библиотеку, больницу, лично рекомендовал учебную литературу. Учебные планы и программы, разработанные им, были несравненно шире и глубже учебных планов обычных начальных школ. Для работы в школе Алтынсарин пригласил молодых учителей, окончивших Казанскую учительскую семинарию. Среди них: А. Килячков, Ф. Соколов. В день открытия школы Ибрай Алтынсарин сам дал первый урок. Заведующий школы Ф.Д. Соколов писал в письмах: «К народным учителям он относился строго, требуя аккуратного отношения к делу, строго преследовал неисполнительных. Как сам горячо любил учительское дело, то же желал видеть и в учителях своей инспекции. Умел он своими беседами сердечными возбудить в учителях рвение к учебному делу. В глазах общества поставил нас высоко, заставил относиться к учителям с должным уважением, гордясь ими перед всеми, как честными и полезными тружениками».


И. Алтынсарин с учащимися Кустанайского
двухклассного русско-казахского училища 1889г.


В 1897 году при училище открылся педагогический класс, который позднее преобразовался в двухлетние педагогические курсы с интернатом. Курсы представляли собой учительскую школу «упрощенного типа», подготавливали учителей начальных училищ и аульных школ. Из стен педагогического класса вышли выдающиеся люди, ставшие учителями: Мухамеджан Сералин, Спандияр Кубеев, Бекет Утетлеуов.


В своем первоначальном виде училище просуществовало до Октябрьской революции, а с 1917 года было преобразовано в детскую казахскую коммуну, сначала начальную, а затем и семилетнюю (с 1923 года). Гражданская война и неурожай в области тяжело отразились на народном образовании. В связи с безграмотностью населения и увеличением числа сирот принимались дети казахской бедноты с десятилетнего возраста, жили в интернатах на полном государственном обеспечении.


В 1933 году школе присвоено имя Левона Мирзояна, в честь политического и государственного деятеля Казахстана.


Какое это было время, мы узнали по воспоминаниям одного из выпускников 1937 года Сералы Жакетова: «Нас прибыло в школу из детского дома 11 мальчиков, многие из Тургая. Среди них: Саги Аппазов, Сеит Калиев, Сейткасым Боранкулов, Карим Истлеуов, Сейткул Исаев и другие (многие погибли в годы Великой Отечественной войны). Тяжелое время было, голодное. Питались три раза в день одним хлебом и чаем. Массовые аресты и репрессии не обошли стороной и нашу школу. «Врагами народа» были объявлены Досмагамбет Кулшыков – директор школы, Шаяхмет Саутбаев – учитель русского языка, Аубакир Досжанов – учитель математики. Особо теплые воспоминания сохранились о воспитателях С. Жумашеве, Ж. Есмурзине, ставшими для нас как родные и в то же время требовавшие от нас строгой дисциплины».


Несмотря на огромные трудности, порожденные сталинским временем, учителя оставались верны своему делу, сумели воспитать замечательных людей.


В 1931-1936 годах здесь открывается краевая школа милиции.


В 1938 году школа была преобразована в среднюю с интернатом на 100 человек и переименована в школу имени Жамбыла Жабаева. В трудные годы Великой отечественной войны на её базе открывается ремесленное училище в связи с необходимостью подготовки трудовых кадров. Учащиеся старших классов помогали взрослым в работе на предприятиях, выезжали на поля. Значительно повысился контингент учащихся и количество учителей.


В 1943 году в здании школы размещался учебный корпус учительского института, открытого в области в 1939 году. Огромна заслуга учителей военных лет, воспитавших поколение преданных стране воинов, истинных патриотов, которые внесли достойный вклад в победу в Великой Отечественной войне.


В 50-е годы в старом здании школы-интерната обучались дети-сироты и дети из дальних районов, а в учебном корпусе находилась казахская СШ № 13 (№ 22), где обучались городские дети. В 1960 году из общеобразовательной школа была преобразована в казахскую школу-интернат имени Ибрая Алтынсарина. Через 5 лет СШ № 22 объединяется со школой—интернатом № 1 с приходящим классом. С этого времени началось строительство нового учебного корпуса, а старое здание школы постепенно разрушалось и в 1968 г. решением Совета народных депутатов трудящихся оно было снесено полностью.


Сейчас на этом месте сооружен мемориальный музей, открытый в 1991 году к 150-летию со дня рождения Ибрая Алтынсарина, одна часть которого является копией той школы.


В 2000 году профессором К.Х. Жакып, выпускником 1966 года, был найден кирпич от фундамента старой школы, который и хранится сейчас в мемориальном музее Ибрая Алтынсарина.


За период существования школы в ней работали немало замечательных учителей. Большой вклад внесли в развитие школы: Шайхин М., Ибраев Д., Ешимханов С., Жаукин С., Кокжанов Б., Садуакасов К., Утинов Р., Купешев Б. Сотни учеников вспоминают таких учителей как Шайхимова М.Ш.- заслуженный учитель Каз.ССР, Шарипову М.С.,Башарину З., Доскалиеву Г.Д.,Хакимову К.Ж., Жокушеву Ш., Давыдову А.А., Рыбалову П., Жакупову Л.К., Хусаинову З.Х., Шакирову К.Ш., Оспанову А.Г., Жумабаеву А.Ж. и многих других.



Коллектив школы-интерната имени И. Алтынсарина 1961г.


Силами и упорством организатора Джунаевой Веры Махмутовны и учителя истории Какимжановой Кабиры при школе открыт музей в котором собран большой материал о культуре и быте казахского народа, о жизни школы, об Ибрае Алтынсарине. Традицией в музее стали встречи с выпускниками школы и родственниками Ибрая.



Внучка Ибрая Алтынсарина Нагима Ибраева
на встрече с учениками школы, 1984г.


Из стен школы-интерната имени Ибрая Алтынсарина вышли многие известные в Казахстане и за его пределами деятели науки и культуры, прекрасные работники, награжденные высокими правительственными наградами, есть свои Герои Социалистического труда и среди них:



  • Алиби Джангильдин – видный общественный и государственный деятель;
  • Спандияр Кубеев – писатель, заслуженный учитель Казахстана;
  • Мухамеджан Сералин – писатель, поэт, журналист, первый редактор журнала «Айкап»;
  • Бекет Утетлеуов – просветитель, педагог, поэт, переводчик;
  • Сералы Кожамкулов – народный артист Каз.ССР, лауреат Государственных премий СССР и Каз.ССР;
  • Елубай Умурзаков – народный артист Каз.ССР;
  • Ильяс Омаров – писатель, критик, государственный деятель;
  • Темир Дарханбав – доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Каз.ССР;
  • Лаик Байдильдинов – доктор философских наук, профессор, академик политических и социальных наук;
  • Амир Канапин – доктор исторических наук, профессор;
  • Бизада Жиенгазина – Герой Соц. труда, заслуженный связист Казахстана, лучший почтальон Министерства связи СССР;
  • Жангельды Отарбаев – доктор физико-математических наук, профессор.

За достигнутые успехи в обучении детей Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1971 года школа– интернат имени И. Алтынсарина награждена орденом «Знак почета».



Школа—интернат для одаренных детей имени Ибрая Алтынсарина 2001г.


Школа сегодня – это большие, светлые, уютные кабинеты и спортивные залы. Размещена она в трёх светлых, просторных зданиях - два общежития и один учебный корпус. В 1992 году школа была реорганизована в педагогический лицей им. И.Алтынсарина. А с 2000 года – школа – интернат для одаренных детей имени Ибрая Алтынсарина . Здесь учатся 520 учащихся. Ежегодно проводится тестирование по новому набору с 5 класса. Директор школы Жаркенов К.Ж. – «Заслуженный учитель школы» награжден медалью им. И. Алтынсарина. В школе работают 43 учителя и 20 воспитателей. Среди них –учителя – отличники просвещения Республики Казахстан Кудебаева Г., Каирова С., Исетова Р.


В школе создан фольклорный ансамбль народных инструментов и духовой оркестр. Возобновлена давняя традиция - проведение айтысов, руководит которыми народный акын РК Асия Беркенова.

То, что сделать не могли
Мы, седые старики,
Вы теперь должны достичь
Вы – грядущего ростки

И. Алтынсарин

История школы – это пример воплощения в жизнь мечты выдающегося просветителя, педагога Ибрая Алтынсарина. Являясь источником национальных кадров, школа была свидетельницей многих преобразований и сейчас является продолжательницей замечательных традиций великого Учителя.


Составитель: Журкабаева Г.С.


Версия для печати Версия для печати


react.gifКомментарии:


Комментарий №2 

togzhan 07/10/2006 @ 19:26

забыла написать свое имя Муратова Тогжан


Комментарий №1 

Togzhan 07/10/2006 @ 19:24

Я выпускница школы им Ы Алтынсарина, случайно обнаружив этот сайт и статью о родной школе,я очень обрадовалась.Ведь о школе у меня остались самые прекрасные и яркие воспоминания.Это школа научила меня многому за что я и ей очень благодарна. Хочу поблагодарить всех учителей которые давали нам знания и хочу передать привет всем моим однаклассникам очень бы хотелось собраться сними в нашей школе. Спасибо автору статьи.


Орден Толкиенистов

Что за ...?
: Орден
: Кто такой?
: На наш взгляд
: Взгляд библиотекаря
: Выставка
: Клуб «Сильмарилл»
: Чего бы ещё почитать
Баловство
: Летопись
: Легенды и мифы
: Антивулкан
: Пародийный мюзикл
: Рыцарский турнир
: Ещё про него же


Галерея

Художество
: Вадим Быков
: Ольга Бойко
: Рисую свое...
Фотохудожество
: Любимая книга
: Пародийный мюзикл
: Рыцарский турнир


Мои настройки

 Количество пользователей 46 пользователей


Сейчас online:

никого нет

   up  Наверх  up  
New project - детский танцевальный коллектив с профессиональными хореографами.

© 2000—2009 Костанайская областная библиотека для детей и юношества имени Ибрая Алтынсарина. Адрес для писем:biblio­@al.ru


Site running with GuppY v4.0.4